Что касается президента Трампа, то мы уже научились не воспринимать его буквально. Если он что-то говорит, то по своим собственным причинам, и его слова не всегда являются верным показателем его действий. Это один из аспектов его умения заключать сделки: пусть оппонент гадает. У президента такой подход оправдан государственными соображениями.
Действительно ли он хочет, чтобы саудовцы и русские заключили сделку, и цены пошли вверх? Или он предпочитает продолжать ценовую войну, сурово карая русских? Трамп легко может защитить американскую нефтяную отрасль пошлинами, которые он обсуждал в пятницу на встрече с руководителями нефтяных компаний. Именно на этом настаивает его самый доверенный нефтяной советник Гарольд Хамм (Harold Hamm).
В 2014 году Питер Зейхан (Peter Zeihan) написал книгу «Случайная сверхдержава» (The Accidental Superpower), в которой предсказал нынешний распад глобализма. Этого автора стоит почитать, а сейчас он говорит о том, что цены на нефть скоро будут отрицательные. И это не зависит от ценовой войны, просто упал спрос. Чтобы наша нефтедобывающая отрасль выжила, ей нужны пошлины.
В геополитическом плане энергетическое доминирование Америки является мощным инструментом для продвижения американских интересов. У нас доминирующая экономика, доминирующая культура, доминирующая армия. Добавьте сюда энергетическое доминирование, и мы получим «Америку прежде всего» в лучшем виде и по всем направлениям. Долгая ценовая война за пределами наших границ раздавит слабых производителей во всем мире и очень сильно навредит России. Когда осядет пыль, американская сланцевая добыча продолжит свое восхождение к господствующим позициям на мировых рынках.
Запланированное на понедельник заседание ОПЕК, которое вызвало скачок нефтяных цен, отложили. Русские говорили что-то дурное про саудовцев, но этим все и кончилось. Саудовцы будут тянуть время, утверждая при этом, что хотят заключить сделку. Они в выгодном положении, и они наносят ущерб другим нефтедобывающим странам всего один месяц. Они только начинают. Если саудовцы сейчас остановятся и сдадутся, они потеряют лицо.
Мухаммед бин Салман (Mohammed bin Salman) восходит к вершине власти лишь с 2017 года, но за это короткое время ему удалось завоевать безраздельную власть в королевской семье. Он арестовал сотни членов дома Саудов и нажил себе влиятельных врагов. Те, кого он исключил из своего окружения и лишил власти, жаждут мщения. Если Салман проявит слабость в ходе этой ценовой войны, он станет более уязвимым. Принц не может этого допустить. Проигравшие в саудовских дворцовых интригах иногда расплачиваются своими жизнями.
У него есть все стимулы для продолжения войны, особенно если президент Трамп одобрительно подмигнет ему. Весь мир наблюдает за происходящим, и особенно его враги внутри страны.