Призыв ООН к перемирию во время пандемии остался без ответа: на востоке Украины продолжается война. Позиционная война с каждодневными обстрелами вдоль всей 450-километровой линии фронта. За последние пять дней украинский штаб насчитал 66 ударов сепаратистских сил при поддержке российской армии.
Каждый месяц список погибших (13 000 за шесть лет) становится все длиннее: 12 украинских солдат в марте, 4 в феврале, 11 в январе. Это не говоря уже о потерях среди мятежников.
Covid-19? «Он никак не отражается на интенсивности боев, — говорит Николай Белесков из украинского Национального института стратегических исследований. — Наблюдается даже более активное использование противником снайперов, управляемых противотанковых ракет и тяжелого оружия калибра 120-мм, которое запрещено по Минским соглашениям».
Пощечина
Дошло до того, что 18 февраля сепаратисты впервые за два года попытались провести наступление. И прорвали линию фронта в Луганской области, хотя впоследствии их отбросили обратно. Операция прошла всего в нескольких километрах от демилитаризованной зоны, которая была установлена в декабре на саммите в Париже лидерами Франции, Германии, России и Украины. Пощечина для нового президента Владимира Зеленского, которого избрали с обещанием положить конец войне.
После начала эпидемии и принятия властями решения об изоляции населения (52 погибших и 1 668 случаев на сегодняшний день) украинская армия сообщает о пяти случаях в своих рядах (в том числе одна женщина скончалась). В скором времени ситуация должна резко обостриться с учетом сильного сосредоточения войск на тыловых базах. Руководство уже решило отказаться от полугодовой ротации бойцов с линии соприкосновения, чтобы ограничить распространение вируса.
Вирус помешает модернизации армии
В результате возникает вопрос: коронавирус подорвет возможности украинской армии? «Пока что у нее есть средства для противостояния противнику, но вирус ударит по бюджетам и помешает модернизации, — уверен Николай Белесков. — Причем именно эта модернизация должна была позволить ей дать отпор возможной крупномасштабной агрессии России».
Путин укрепляет позиции
Новая агрессия? Владимир Путин вряд ли думает о ней, поскольку для него слишком важно добиться снятия западных санкций. Кроме того, статус-кво приносит свои плоды. Постепенно у него получается выкрутить руки Зеленскому. Тот недавно пошел на большую уступку: заявил о готовности начать переговоры с лидерами сепаратистов. Бывший президент Порошенко неизменно отказывался выполнять это требование Москвы. Несгибаемый Путин укрепляет позиции. И подчеркивает исторические связи двух стран. Например, в своем недавнем интервью ТАСС: «Я считаю, что мы один и тот же народ. Понимаете, до XI-XIII века у нас не было никакой разницы в языке».
Возможно, но сегодня различия только усиливаются. Эпидемия способствует этому. Несколько десятков тысяч из 3 миллионов жителей мятежных областей ходят на украинскую территорию за пенсией и лекарствами или же к родственникам. Теперь Киев лишил их этой возможности во имя борьбы с коронавирусом. Кроме того, это довольно цинично демонстрирует тем, кто решили остаться у сепаратистов, что по другую сторону трава все же зеленее.