Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Die Welt (Германия): была ли авиакатастрофа «покушением на убийство»?

© Следственный комитет РФ / Перейти в фотобанкХранение вещдоков по делу о крушении самолета президента Польши в Смоленске
Хранение вещдоков по делу о крушении самолета президента Польши в Смоленске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия активно участвует в расследовании катастрофы польского самолета под Смоленском, в которой погибли 96 человек, включая президента Леха Качиньского. Но бывший министр обороны Польши Антоний Мачеревич предпочитает не факты, а теории заговора: теперь он говорит о некоем подозрительном ремонте на борту.

В апреле 2010 года самолет президента Польши потерпел катастрофу на территории России. Погибли 96 человек, в том числе президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński). Они должны были участвовать в церемонии в память об убитых польских офицерах.

Это должен был быть день памяти жертв тяжкого преступления, совершенного во время Второй мировой войны. Но в итоге 10 апреля 2010 года стало для Польши днем крупнейшей трагедии за все послевоенное время.

На мемориальном кладбище в Катыни неподалеку от российского города Смоленска стоял Петр Цыхович (Piotr Zychowicz). В этом лесу в апреле и мае 1940 года сотрудники советской спецслужбы НКВД расстреляли несколько тысяч польских офицеров.

Цыхович был журналистом польской газеты Rzeczpospolita и вместе с другими представителями СМИ ждал прибытия польского президента Леха Качиньского, который также собирался поучаствовать в памятной церемонии. Но по пути туда Качиньский сам погиб.

Бело-красный самолет Ту-154 польского правительства упал при посадке на военном аэродроме неподалеку от Смоленска. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли, в том числе и сам Качиньский, а также многие представители политической элиты страны. 70-я годовщина массового убийства в Катыни стала началом новой болезненной главы польской истории.

Цыхович вспоминает, как представители правительства сначала исходили из того, что это была «авария президентского самолета на аэродроме». 39-летний журналист вместе с коллегами сел в машину и поехал к месту катастрофы. «Сначала я думал, что при посадке лопнуло колесо», — рассказывает он. Но еще в дороге от одного из дипломатов они узнали: «Больше надежды нет».

В 2011 году министерство обороны Польши опубликовало доклад, в котором указывалось на то, что военные пилоты были недостаточно хорошо подготовлены к пилотированию Ту-154 и допустили ошибку при посадке в чрезвычайно густом тумане. Однако российский диспетчер поздно предупредил экипаж о слишком сильном снижении. Россия отвергла все обвинения в том, что именно она несет ответственность за катастрофу, но при этом активно участвовала в ее расследовании.

«Был непроглядный туман. Словно белая масса, которую можно было ножом резать», — вспоминает Цыхович. На опушке небольшого березового леса глазам присутствующих предстала картина трагедии. «Еще дымящиеся обломки, фрагмент корпуса самолета, окрашенного в бело-красный цвет. А рядом — салфетки и куски коробок, в которых в самолетах подают еду». Вскоре территорию перекрыли российские правоохранительные органы.

Катастрофа под Смоленском уже много лет отягощает отношения Варшавы и Москвы. Польское правительство во главе с национально-консервативной партией «Закон и порядок» и ее председатель Ярослав Качиньский (Jaroslaw Kaczyński), брат-близнец погибшего Леха Качиньского, часто заявляли, что катастрофа была убийством, обвиняя при этом не только Россию, но и тогдашнее либеральное правительство Дональда Туска (Donald Tusk), которое якобы не стремилось к тщательному расследованию.

Незадолго до десятой годовщины катастрофы польское руководство отменило запланированный визит в Смоленск и перенесло его на более поздний срок. В качестве причины было названо недостаточное сотрудничество с российской стороны. Российский МИД незамедлительно отверг этот упрек, назвав его провокацией. Несмотря на все трудности, связанные с эпидемией коронавируса, все пожелания Варшавы были учтены, и церемония по поводу десятой годовщины авиакатастрофы и 80-й годовщины военного преступления в Катыни, которое Москва долгое время отрицала, должна была состояться.

«Вместо признания наших усилий мы столкнулись с неблагодарностью (…) политиков, которые по-прежнему спекулируют на теме их погибших в катастрофе сограждан. Мы сделаем соответствующие выводы», — заявили в Москве.

Даже спустя десять лет Россия отказывается вернуть Польше фрагменты самолета, несмотря на все требования. Польские эксперты могут изучать их лишь в присутствии российских представителей

Созданная польским правительством в 2016 году комиссия до сих пор работает над новым докладом по поводу причин катастрофы. Ее возглавляет бывший министр обороны Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz). Имена большинства других членов комиссии остаются засекреченными. Мачеревич сказал в конце февраля в интервью национально-католическому телеканалу Trwam, что в докладе будут раскрыты причины «взрыва» на борту.

Речь, по его словам, идет о некоем ремонте Ту-154 за несколько месяцев до катастрофы. «Ремонт проводился при активном участии русских, в частности представителей некоторых спецслужб, активно действующих в Польше, а также некоторых политиков, которые облегчили им эту операцию», — утверждал бывший министр.

Россия всегда называла подобные теории заговора абсурдными. Имеющий большое влияние в Польше глава партии «Закон и порядок» Ярослав Качиньский недавно сказал в одном из радиоинтервью, что подготовка доклада об обстоятельствах смерти его брата продлится еще некоторое время. По его словам, во времена пандемии коронавируса нельзя дополнительно волновать людей, тем более что расследование еще не окончено.