В связи с весьма неустойчивой ситуацией на рынке нефти, в четверг, 9 апреля, Организация стран — экспортеров нефти и приглашенные участники (ОПЕК+) провели переговоры с целью заключить соглашение о сокращении добычи и положить конец ценовой войне между Россией и Саудовской Аравией или хотя бы ее приостановить.
Это были беспрецедентные переговоры. Не только потому, что проходили в условиях экономического кризиса и отчаянного положения в области здравоохранения из-за эпидемии Ковид-19. Но и потому, что Мексика отказалась пойти на уступки и покинула переговоры, которые проходили в формате видеоконференции. Кроме того, по ходу конференции министр энергетики несколько раз советовалась с президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором (Andrés Manuel López Obrador) относительно некоторых решений.
Министр энергетики Росио Нале (Rocío Nahle) покинула переговоры, не приняв условия, предложенные членами ОПЕК, согласно которым Мексика должна была сократить добычу на 400 тысяч баррелей в сутки, чтобы в итоге в мае — июне добыча по всему миру сократилась на 10 миллионов баррелей в день.
Хотя Мексика официально не является членом ОПЕК+, как Саудовская Аравия, реакция министра энергетики Мексики поставила переговоры под удар. Вместе с переговорами мог пострадать и престиж страны, которая вместо того, чтобы поддерживать соглашения, мешает их заключению.
Пока новость о том, что действия Нале стали причиной напряженности на переговорах ОПЕК+, расходилась по всем социальным сетям и международным СМИ, министерство энергетики отказывалось объявлять о каких-либо предложениях со своей стороны.
Только в 19:55 Росио Нале опубликовала в своем аккаунте сообщение о том, что Мексика предложила сократить добычу на 100 тысяч баррелей в сутки в течение двух ближайших месяцев. В результате Мексика станет добывать не 1,781 миллиона баррелей, а 1,681 миллиона баррелей в день.
По словам представителей специализированных информационных организаций, Нале выдвинула такое предложение, основываясь на уровне добычи, которого Мексика хочет достичь к концу 2020 года (почти 1,9 миллиона баррелей). Мексика не стала исходить из текущего уровня, как все остальные страны. «С учетом стремления достичь уровня добычи в 1,9 миллиона баррелей в 2020 году, Мексика может сократить добычу до 1,68 миллиона баррелей в день», — заявила министр, вызвав негодование многих министров и глав государств, присутствовавших на переговорах.
Эксперт в сфере энергетики Гонсало Монрой (Gonzalo Monroy) в ответ на слова министра сказал, что предложение Мексики на встрече высокого уровня в первую очередь ставит под удар частные компании, а не государственную нефтегазовую компанию «Пемекс» (Pemex). В феврале она добывала 1,721 миллиона баррелей в сутки.
Противоречивость ситуации в том, что несколько дней назад президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор жаловался, что из-за нефтяной войны между Саудовской Аравией и Россией цены на нефть резко снизились. В особенности это касается мексиканской нефти, цены на которую упали почти на 80% и сейчас гораздо ниже, чем ожидало правительство. В четверг, 9 апреля, баррель мексиканской нефти стоил 16,54 доллара. Изначально цена составляла 49 долларов, а по данным на 1 апреля, министерство финансов рассчитывало, что цена составит 24 доллара.
Около недели назад, общаясь в формате видеоконференции с главным исполнительным директором компании «БлэкРок» (BlackRock) Лоуренсом Финком (Laurence Fink), президент Лопес Обрадор призывал действовать ответственно. "Мы обсуждали разногласия между Россией и Саудовской Аравией. Почему в то время, когда эпидемия вируса оказывает всё большее влияние на экономику, две страны не могут разрешить разногласия?«- задался вопросом президент.
Поэтому беспрецедентная реакция Мексики на переговорах ОПЕК не только негативно повлияет на ее отношения с другими странами, но и подвергнет большему риску финансы «Пемекс» и правительства. Ведь если цена за баррель не увеличится, это навредит и компании, и правительству, и они опять окажутся на самых низких ступенях рейтинга, согласно данным различных рейтинговых агентств.
В пятницу, 10 апреля, министры энергетики стран Группы двадцати продолжат переговоры и попробуют прийти к новому соглашению. Все, кроме министра Росио Нале, будут готовы заключить соглашение. Ей же придется объяснять свой отказ от участия в переговорах. 15 апреля настанет очередь министра финансов Артуро Эрреры (Arturo Herrera), который примет участие в совещании министров финансов Группы двадцати. Ему придется смириться со сложившейся ситуацией, поскольку он знает, что министр энергетики действовала не в одиночку. Решение отказаться от переговоров с ОПЕК было принято главным руководителем страны Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором.