Старые концепции
Самой идее о том, чтобы связать Россию и Соединенные Штаты железной дорогой, уже более ста лет. Еще перед Первой мировой войной такую возможность обдумывал царь Николай II, однако, его планы расстроила большевистская революция. Позднее, во время Второй мировой войны, появилось предложение связать США и СССР уже не туннелем, а паромной переправой. Атмосфера холодной войны не способствовала какому-либо сближению конкурирующих сверхдержав, но об идее окончательно не забыли. В конце 1950-х годов американский инженер китайского происхождения Танг-Йен Лин (Tung-Yen Lin) представил проект моста, который бы «способствовал развитию торговли между народами Америки и Советского Союза».
Острова Диомида
Прокладка туннеля под Беринговым проливом выглядит привлекательным проектом, поскольку посередине находятся два острова: остров Ратманова и остров Крузенштерна. Стоя на берегу одного из них, можно спокойно увидеть второй, хотя их разделяют проложенные людьми границы: морская граница между США и СССР, граница между Азией и Северной Америкой, а также, что любопытно, международная линия перемены дат, поэтому они получили прозвища «Остров Завтра» и «Остров Вчера».
Сейчас эти острова практически не используются. На более крупном, российском, находится только метеостанция, а на маленьком, американском, располагается деревня, в которой живут 135 представителей коренных народов Аляски. Берингов пролив относительно неглубок (30-50 метров), а построить под ним можно было бы не один туннель, а три: Чукотский полуостров — остров Ратманова (40 километров), остров Ратманова — остров Крузенштерна (3,7 километра), остров Крузенштерна — континент (40 километров). Острова могли бы сослужить хорошую службу компаниям, занимающимся прокладкой туннеля: их можно использовать как базу для хранения материалов и техники, а также временного размещения работников. Современные технологии позволяют осуществлять гораздо более сложные проекты, чем этот.
Новый Шелковый путь
Такой туннель стал бы своего рода ответом на проект Нового Шелкового пути, то есть проходящего по суше маршрута из Китая в Европу. Согласно планам, на эту трассу можно направить 3% всей мировой торговли. Появлялись идеи проложить параллельно ей коммуникационные кабели, подводные линии электропередачи, возможно, даже газопроводы и нефтепроводы.
Все это обсуждалось на политических переговорах между представителями России и США. Россияне объявляли, что готовы вложить в инициативу 60 миллиардов долларов, а в 2014 году интерес к ней проявил Китай. Если бы проект удалось осуществить, появился бы масштабный торговый путь, соединяющий Поднебесную, Россию, Канаду и Соединенные Штаты, а из Майями в Париж или из Буэнос-Айреса в Кейптаун можно было бы отправиться на автомобиле. Как так получилось, что несмотря на положительное отношение крупных игроков к концепции, тоннель так и не построили?
Проблемы
Причин несколько. Следует напомнить, что хотя Берингов пролив имеет стратегическое значение, он находится на Крайнем севере, где зимой температура опускается до —20 градусов. Строительные работы там можно вести всего несколько месяцев в году, а это значительно повысит стоимость проекта и увеличит сроки его реализации. Главная проблема в том, что сам Берингов пролив находится далеко от какой-либо цивилизации. С американской стороны место, где мог бы заканчиваться туннель, и ближайшую автостраду отделяют друг от друга почти 900 километров бездорожья на вечной мерзлоте. Прежде чем начинать масштабное строительство, пришлось бы соединить пролив с остальным миром, а это потребует огромных вложений. Одна дорога стоила бы 2,6 миллиарда долларов.
С российской стороны ситуация еще более сложная. Чукотский полуостров по площади превосходит Швецию, но его население составляет около 10 тысяч человек (живут там преимущественно известные по анекдотам чукчи). Ближайшая железная дорога находится более чем в 3 тысячах километрах от пролива, а ближайшая автотрасса, знаменитая федеральная автомобильная дорога Р504 (ее строительством занимались заключенные лагерей, в том числе поляки, многие погибли от невыносимых условий, поэтому ее называют "Дорогой костей) — в 2 тысячах километрах от места, где мог бы начинаться туннель.
Регионы, о которых идет речь, расположены в относительной близости от полярного круга, из соображений безопасности строители смогли бы работать там только с мая до сентября. Непосредственно прокладка канала была бы таким образом самым простым этапом соединения Европы и Северной Америки. Стоит напомнить еще об одной детали: у США и России разная ширина железнодорожной колеи.
В целом стоимость проекта превысила бы 100 миллиардов долларов, а это, по всей видимости, больше, чем готовы вложить заинтересованные стороны. В мире осуществлялись и гораздо более сложные инфраструктурные проекты, но в случае Берингова пролива проблема не только в деньгах, и не столько в технических, сколько в логистических аспектах инвестиции. Так что, судя по всему, в ближайшее время тоннель, соединяющий Соединенные Штаты и Россию, не появится.