ОПЕК во главе с Саудовской Аравией и группа ОПЕК+, куда входит Россия и другие страны, которые не являются членами ОПЕК, в ходе внеочередной телеконференции 12 апреля заключили беспрецедентное соглашение о сокращении добычи нефти до 9,7 миллиона баррелей в день.
На основе этого договора ОПЕК+ также потребует от США и других нефтедобывающих стран, не входящих в вышеупомянутые группы, сократить ежедневное производство на три — пять миллионов баррелей.
Распространение нового коронавируса привело к резкому замедлению экономического роста. Из-за этого мировые возможности по хранению нефти достигают своих пределов. На этом фоне основные нефтедобывающие страны изменили свое мнение и взяли курс на сотрудничество.
Соглашение о сокращении добычи беспрецедентно. Прошлые встречи ОПЕК и ОПЕК+ были крайне противоречивыми: производственные корректировки составляли от двух до трех миллионов баррелей в день. Согласованное сокращение объемов по масштабу сопоставимо с текущим производством в России и Саудовской Аравии.
После срыва мартовских переговоров Саудовская Аравия и Россия вели откровенно грязную игру, перекладывая ответственность друг на друга. Однако беспрецедентное снижение спроса в связи с новым коронавирусом вновь вернуло обе страны к тому, чтобы заключить производственный союз.
Saudi Aramco, национальная нефтяная компания Саудовской Аравии, уже 13 апреля планирует объявить официальную нефтяную цену (OSP) на майские поставки. «Ценовая война», которая началась с крупной скидки на OSP в апреле, должна подойти к концу.
Саудовская Аравия на основе соглашения с ОПЕК+ хочет заручиться поддержкой США и других стран. Норвегия и Канада уже намекнули на возможность сотрудничества. Президент США Дональд Трамп, президент России Владимир Путин и король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд подтвердили сотрудничество в телефонном разговоре после окончательного соглашения по ОПЕК+.
Тем не менее даже при беспрецедентном сотрудничестве по сокращению производства трудно избавиться от избыточного предложения. В настоящее время существует избыточное предложение в размере от 20 до 30 миллионов баррелей в день. Инфекциозность и смертность от нового коронавируса сильно различаются в зависимости от региона, поэтому невозможно предсказать, когда кризис отступит. Если нормализация мировой экономики затянется, это заставит нефтедобывающие страны задуматься о дальнейшем сокращении производства.
Сырая нефть может храниться в складских резервуарах, трубопроводах и на нефтеперерабатывающих заводах нефтедобывающих стран. Когда емкость хранилищ достигнет пределов, рынок нефти столкнется с серьезным кризисом.
Нефтедобывающим странам и трейдерам придется использовать дорогостоящие морские танкеры, зафрахтованные в качестве хранилищ. Нефтедобывающие страны, которые начнут терять прибыль, будут вынуждены прекратить деятельность. Принудительное отключение оборудования может привести к сокращению срока службы нефтяного месторождения. Возобновление производства также приведет к расходам.
Некоторым нефтедобывающим странам придется платить комиссионные дилерам за сбор избыточной нефти. В зависимости от типа сырой нефти цены могут начать падать.
Сплоченность нефтедобывающих стран может оказаться под угрозой. Саудовская Аравия рассчитывала на такой сценарий: принять решение о сокращении добычи на десять миллионов баррелей в день в ходе заседания ОПЕК+ 9 апреля, 10 апреля заручиться поддержкой США на встрече министров энергетики стран G20 под собственным председательством и объявить о фактическом сокращении добычи на 15 миллионов баррелей.
Тем не менее на ОПЕК+ Мексика отказалась принять соглашение, что также повлияло на дискуссию G20. Мексика, заключившая опционные контракты в рамках подготовки к низким ценам на нефть, жаловалась, что будет несправедливо оказаться в одинаковых условиях с другими странами-производителями нефти, которые не подготовились. В итоге пришлось понизить общий уровень сокращения производства.
В G20, где много нетто-импортеров энергоносителей, заявление, которое ставит прибыль нефтедобывающих стран на первый план, вызывает обеспокоенность у государств-потребителей.