В ночь с 30 на 31 марта абсолютное большинство депутатов украинской Рады проголосовало за законопроект о рынке земель сельскохозяйственного назначения. Законопроект, принятый в первом чтении 13 ноября 2019 года, вызвал бурные дебаты и массовые протесты. Демонстрации, организованные оппозицией возле парламента, закончились столкновениями между демонстрантами и полицией. Смерть одного мужчины от остановки сердца и избиение полицией другого демонстранта вынудили правительство отложить принятие закона.
Семь попыток
Дело в том, что с момента обретения Украиной независимости мораторий сделал невозможной любую попытку либерализации земельного сектора. Отмена моратория является постоянным предметом обсуждений в стране: попытки предпринимались семь раз с 1991 года!
На практике статус-кво означал, что земля принадлежит мелким землевладельцам, которые могут сдавать ее в аренду, но не продавать ее. Таким образом, Украина входит в небольшую группу государств вместе с Белоруссией, Кубой, Конго, Северной Кореей, Таджикистаном и Венесуэлой не поддающихся никаким формам стимулирования.
Эта ситуация привела к невозможности заработать либеральным элитам, международным институтам и иностранным инвесторам, которые указывают на недостаточную эксплуатацию огромного украинского сельскохозяйственного потенциала. Но многие украинские мелкие землевладельцы увидели в этом неоценимую возможность, так как боялись латифундизации страны местными олигархами и мировыми гигантами. По данным Всемирного банка, либерализация эксплуатации более 40 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель Украины может принести ее экономике от 700 до 1,5 миллиарда долларов. Жителям Украины особо не от чего приходить в восторг. Согласно опросу, проведенному «Центром Разумкова» в начале февраля, 69% украинцев хотели бы, чтобы этот вопрос решался на референдуме, а 72% проголосовали бы за сохранение моратория. В действительности же, систематическая парламентская блокировка со стороны оппозиции привела к тысячам поправок с начала осени. В этих условиях не было сказано, что проект проходит, тем более что рейтинг популярности власти продолжает снижаться. Все это имело значение до начала эпидемии короновируса.
10 миллиардов от МВФ при условии….
Голосование украинских депутатов напрямую связано с появлением «китайского вируса». Еще оставшаяся от СССР медицинская инфраструктура страны вряд ли сможет эффективно бороться с эпидемией, а меры по самоизоляции населения, принятые 11 марта, будут иметь разрушительные последствия для и без того разваленной экономики. Чтобы справиться с объявленным апокалипсисом, МВФ пообещал Украине десять миллиардов долларов. Однако были поставлены два условия: не возвращаться к вопросу национализации «Приватбанка» олигарха Игоря Коломойского (известного кукловода украинского президента) и как можно скорее провести достойную земельную реформу. 29 марта президент Владимир Зеленский торжественно обратился к украинским депутатам, собравшимся в Раде, с тем, чтобы приказать им беспрекословно выполнять эти условия, чтобы избежать банкротства и дефолта.
Шоколадный король меняет линию поведения
Во имя необходимости спасти украинскую экономику от обрушения, за законопроект, не колеблясь, проголосовали представители оппозиционных фракций — «Голос» и «Европейская солидарность». Причем, именно эти фракции выступали против закона в ноябре прошлого года, выйдя на улицы Киева вместе с колхозниками и националистами. За этой новой прагматичной риторикой оппозиции кроется политическое сплочение, рекомендованное Европейским союзом, который месяцами толкал Украину к либерализации своего земельного рынка во имя Маастрихтских критериев Восточного партнерства.
Бывшему президенту и «шоколадному королю» Петру Порошенко жизненно важно продолжать изображать из себя борца за евроатлантическую интеграцию, не пороча свою патриотическую невинность. Довольно симптоматично, что Владимир Зеленский получил поддержку нескольких западноукраинских СМИ, которые обычно на него нападали, называя «капитулянтом». В этой ситуации те, кто делал вид, что видит в бывшем антисистемном комике представителя лагеря мести, шута из «Партии регионов» или «руку Кремля», вынуждены находить неожиданные достоинства в прямой линии поведения его предшественника. Поскольку придя к власти благодаря поддержке измученного войной населения, расставшегося со своими революционными иллюзиями и разделенного неумелой украинизацией, Зеленский настроен не менее прозападно.
Да здравствует рынок!
Телеканал «24 канал», принадлежащий жене мэра Львова Андрея Садового, постоянно осуждает провинциальных, ксенофобских и авторитарных «популистов, которые пропагандируют „мифы" на тему земельной реформы. Выступая против продажи страны, они не позволят Украине полностью принять либеральные стандарты „цивилизованных стран". Острословы обратили бы внимание, что Западная Украина, пожалуй, единственное место в мире, где патриотизм в настоящее время состоит в защите закона свободного и не фальшивого рынка, открытого общества и счастливой глобализации. По иронии судьбы, Запад, о котором так мечтает украинская элита, мучительно открывает заново добродетельные потребности автономии, локализма и протекционизма.
Нет россиянам!
Чтобы подмазаться к народу, сторонники земельной реформы повторяют всем, кто хочет это услышать, что продажа сельскохозяйственных земель будет строго запрещена гражданам «страны-агрессора», жителям «временно оккупированных территорий». Кроме того иностранным гражданам также запрещается покупка земельных участков в 50-ти километровой зоне от государственной границы Украины. Слава Украине в любом случае!
Единственный реальный противник этих перемен, политический динозавр Юлия Тимошенко, немедленно обвинила власть «воров» в том, что она работает на международных спекулянтов и использует режим самоизоляции в своих интересах, чтобы продать украинскую землю. Что касается президента националистической партии» «Свобода» Олега Тягнибока, то он осудил в «Facebook» новый «преступный» закон в следующих словах: «До вчерашнего дня в Украине было 44 врага в Раде (речь идет о пророссийски настроенных депутатах). С сегодняшнего дня их количество увеличилось на 259 человек». На Украине не всегда легко отличить друга от врага.