В четверг, 9 апреля, страны ОПЕК+ подписали новое соглашение о сокращении добычи нефти, которое будет действовать до 1 мая 2022 года. Тем не менее новая сделка существенно не повлияет на рынок нефти, даже если к ней присоединятся страны «Большой двадцатки» (G20). И причина проста: падение спроса на нефть в ближайшие недели продолжится, и ни один министр энергетики не сможет этому помешать, а согласованных объемов сокращения нефтедобычи недостаточно для стабилизации нефтяного рынка.
Министры энергетики стран ОПЕК и «Большой двадцатки» (G20) провели виртуальную конференцию по стабилизации ситуации на рынке нефти в пятницу, 10 апреля. Участники конференции сошлись во мнении, что ситуация на мировом рынке нефти не внушает оптимизма. Отмечается, что новое соглашение не приведет к стабилизации нефтяного рынка, но замедлит накопление запасов нефти и снизит риск переполнения хранилищ, которые могли бы полностью заполниться в ближайший месяц, если бы сделка не была достигнута. По данным ОПЕК, падение спроса на нефть достигнет в апреле рекордных 20 миллионов баррелей в сутки. Организация оценивает снижение потребления черного золота во втором квартале в 12 миллионов баррелей в сутки, а далее до конца 2020 года страны будут сокращать добычу на 7 миллионов баррелей в сутки.
Соглашение о снижении нефтедобычи поддержали 23 страны ОПЕК+, включая Саудовскую Аравию и Россию. Они договорилась ограничить добычу нефти на 10 миллионов баррелей в сутки в мае-июне, а затем уменьшить объем сокращения добычи до 8 миллионов баррелей в сутки до конца 2020 года. Отмечается, что с января 2021 года по апрель 2022 года сокращение составит 6 миллионов баррелей в сутки.
К сожалению, вчера я был свидетелем безответственных заявлений нескольких стран «Большой двадцатки», например, Бразилии. На виртуальной конференции по энергетике министр Бразилии заявил, что по юридическим причинам правительство страны не имеет никакого влияния на нефтяную компанию Petrobras, которая, как ожидается, снизит добычу нефти примерно на 200 тысяч баррелей в сутки, что составляет 20% от общего объема экспорта страны.
Тем не менее, главным камнем преткновения стала Мексика, которая отказалась принять условия сделки ОПЕК+. Президент Мексики Андрес Обрадор заявил, что страна не может себе позволить сократить добычу нефти на 400 тысяч баррелей в сутки, потому что она испытывает большие трудности, так как добыча еще не достигла 1,8 миллиона баррелей в сутки. В стране сложилась сложная ситуация в нефтяной отрасли. На протяжении многих лет добыча нефти снижается из-за возраста нефтяных месторождений, а стоимость производства наоборот растет. Мексика — это одна из стран, которая использует хеджирование цен на нефть, то есть она договаривается о продаже черного золота на будущий год, но по цене, согласованной в этом году, чтобы минимизировать риск от колебания цен на нефтяном рынке.
По итогам переговоров 22 из 23 стран ОПЕК+ договорились о снижении добычи нефти на 23% от уровня октября 2018 года. Исключение составляют Саудовская Аравия и Россия, которые снизят добычу на 11 миллионов баррелей. Мексика, вместо отведенного ей сокращения в 400 тысяч баррелей в сутки, сократит свое производство лишь на 100 тысяч баррелей. К слову, президент Мексики всех удивил, заявив, что договорился о сокращении добычи нефти с президентом США Дональдом Трампом: Мексика снижает добычу нефти на 100 тысяч баррелей в сутки, а США возьмут на себя часть ее обязательств по снижению добычи.
Кстати говоря, легитимность данного соглашения находится под вопросом, поскольку оно было объявлено в одностороннем порядке. Следует отметить, что США формально не участвуют в сделке ОПЕК+ по сокращению добычи нефти, но американцы хотят, чтобы организация рассматривала естественное снижение добычи нефти из-за падения цен как добровольное сокращение добычи нефти в рамках соглашения.
По словам министра энергетики США Дэна Бруйетта, добыча нефти в стране может упасть примерно на 2-3 миллиона баррелей в сутки к концу 2020 года. Однако все мы знаем, что данные цифры далеки от реальности, потому что если цены на нефть вырастут, то некоторые американские компании продолжат работу по добычи нефти.
В США начали закрываться нефтеперерабатывающие заводы. Такая участь постигла нефтеперерабатывающий завод Marathon Petroleum, а многие другие оказались под угрозой закрытия. Это заставило президента США Дональда Трампа действовать, поскольку он хочет победить на выборах в нефтяных штатах Техас и Калифорния, которые представляют собой наиболее важные штаты в предвыборной гонке.
Здесь возникает закономерный вопрос: почему Саудовская Аравия не может сократить большую часть добычи и положить конец нефтяному кризису? Все не так просто. Если даже предположить, что Саудовская Аравия уступит свою долю на рынке нефти, то существует другая проблема. Она заключается в том, что страна не может опуститься ниже определенного уровня добычи по техническим причинам. Попутный нефтяной газ поступает на нефтеперерабатывающие заводы, а далее идет на производство электроэнергии в Саудовской Аравии. Отмечается, что нефтяная компания Saudi Aramco имеет обширную сеть нефтеперерабатывающих заводов мощностью около 5 миллионов баррелей в сутки.
По сути, проблема нового соглашения заключается в сроке (до 2022 года), который мешает мелким производителям, ожидающих повышения цен, вернуться к увеличению добычи нефти. Сотрудничество стран ОПЕК+ и заключение нового соглашения — это большое достижение. Кроме того, страны «Большой двадцатки» приняли решение создать специальную рабочую группу по мониторингу мер реагирования на ситуацию на мировом энергетическом рынке. Таким образом, предпочтительно заключать любую сделку о сокращении добычи нефти на короткий срок.
В 2020 году Организация стран-экспортеров нефти будет отмечать 60-летие со дня основания. Кстати говоря, до сих пор ни один кризис не смог сломить или разрушить будущее организации. В четверг ОПЕК еще раз это продемонстрировала. Ранее альянс ОПЕК+ задумывался как временный, но обстоятельства сделали сотрудничество в данном формате постоянным. Чего я не понимаю, так это действия стран во время пандемии коронавируса. Они объявляют о введении чрезвычайного положения, но при этом нарушают все мыслимые и немыслимые законы. Тем не менее, когда речь идет о нефти, то страны, не входящие в ОПЕК, сразу начинают вспоминать законы. Мир должен понять, что нефтяной кризис такого масштаба требует принятия чрезвычайных мер, но ненависть к ОПЕК в Европе и США намного глубже, чем мы думаем.