За последние недели я беседовал с десятками экспертов о Covid-19, и факты явно указывают на то, что болезнь воздействует на всех неодинаково: она опаснее для пожилых, чем для молодых, и для мужчин опаснее, чем для женщин. Кроме того, она непропорционально сильнее бьет по самым малообеспеченным слоям населения. При этом нет никаких данных, которые указывали бы на разное воздействие на ту или иную нацию. Covid-19 совершенно не интересуют границы.
Я подчеркиваю этот момент, поскольку с тех пор, как в начале января мир узнал о существовании вируса, правительства сосредоточились на собственных национальных решениях: как защитить людей, которые проживают на их территории? Все это понятно. Тем не менее раз мы имеем дело с таким заразным и широко распространяющимся вирусом, руководству следует понимать, что если Covid-19 проявляется хоть где-то, он касается всех нас.
Многие страны с низким уровнем доходов еще не были всерьез затронуты коронавирусом. И мы еще точно не можем сказать, в чем причина. Как бы то ни было, мы знаем, что в конечном итоге болезнь широко разойдется по этим странам, и что при отсутствии дополнительной помощи число случаев и смертей наверняка будет намного больше, чем мы видели до настоящего времени. Судите сами: Covid-19 наводнил такие города как Нью-Йорк, но, по имеющимся данным, в одной больнице на Манхэттене больше коек в отделении интенсивной терапии, чем в большинстве африканских стран. Могут умереть миллионы людей.
Все может коснуться вас вне зависимости от того, живете вы в развитой стране или нет. Даже если богатым государствам удастся победить болезнь в ближайшие месяцы, коронавирус может вернуться, если пандемия продолжит свирепствовать в других местах. Рано или поздно одна часть мира вновь заразит другую.
Поэтому нам нужен глобальный подход к борьбе с болезнью. Причем, его следует адаптировать к тому, как развивается пандемия. В любом случае существует по меньшей мере три меры, которые мировые лидеры, в частности страны G20, могут принять уже сейчас.
Эффективное распределение мировых ресурсов
Первая подразумевает обеспечение эффективного распределения мировых ресурсов для борьбы с пандемией: речь идет о масках, перчатках и тестах. В конечном итоге, мы надеемся, что их хватит на всех, но пока мировое предложение ограничено, нам следует проявить дальновидность в принятии сложных решений. К сожалению, пока этого не наблюдается.
Руководство начинает договариваться по некоторым моментам, например о том, что медики, которые стоят на первой линии фронта, должны тестироваться в первую очередь и получать приоритетный доступ к средствам личной защиты. Но подумайте о решениях в больших масштабах: как выбрать, в какие регионы или страны необходимо отправлять маски и тесты в приоритетном порядке? Пока все определяет следующий тревожный вопрос: кто платит больше?
Я твердо верю в капитализм, но некоторые рынки попросту не работают во время пандемии, и эти жизненно важные поставки являются прекрасным тому примером. Частный сектор играет важную роль, но если наша стратегия борьбы с Covid-19 опирается на закон самого высокого предложения, число жертв болезни будет выше, чем могло бы быть.
Нам следует использовать ресурсы в соответствии с критериями здравоохранения и медицинских потребностей. Многие эксперты по борьбе с эпидемией лихорадки Эбола и ВИЧ могут помочь нам выработать необходимые правила. Руководство развитых и развивающихся стран должно работать с ВОЗ и ее партнерами для их официального введения. Все страны-участники должны в таком случае принять эти правила и пообещать следовать им. Эти соглашения станут особенно важными в тот момент, когда, наконец, будет разработана вакцина от Covid-19, поскольку только всеобщая иммунизация позволит нам покончить с пандемией.
Выделение достаточных средств на создание вакцины
Это подводит меня ко второму совету для лидеров: чрезвычайно важно выделить достаточные средства на научные исследования по разработке вакцины.
CEPI уже сейчас работает над восемью потенциальными вакцинами от коронавируса, и ученые уверены, что смогут создать хотя бы одну в течение полутора лет. В таком случае это станет самым коротким за всю историю периодом между появлением нового патогена и разработкой вакцины против него.
Как бы то ни было, график зависит от финансирования. Многие страны перечислили средства CEPI за последние две недели, но коалиции необходимо не менее 2 миллиардов долларов на финансирование работы. Инновации полны неожиданностей, но странам G20 необходимо уже сегодня принять в этом активное участие.
Финансирование, планирование, производство и распределение вакцины
Кроме того, они должны обеспечить то, чтобы финансирование выделялось исключительно на разработку вакцины, а не на ее производство и распространение. Это потребует еще больше средств и планирования и представляет собой третью меру, над которой следует начать размышлять G20.
Прежде всего, мы еще не знаем, какая вакцина окажется наиболее эффективной, а каждая из них требует особой технологии производства. Это означает, что страны должны уже сейчас вкладывать средства в разные виды производственной инфраструктуры, осознавая, что некоторые в конечном итоге попросту не будут использоваться. Кроме того, после разработки лабораториями эффективной вакцины мы потеряем еще не один месяц, дожидаясь расширения мощностей подходящего производителя.
Цена тоже представляет собой фактор, который нельзя не принимать во внимание. Даже если частный сектор готов наращивать усилия для производства вакцины, он не должен терять из-за этого деньги. Кроме того, любая вакцина от Covid-19 должна рассматриваться как «мировое общественное благо», то есть оставаться доступной для всех. По счастью, организации вроде Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (GAVI) уже давно помогают странам с низким и средним уровнем доходов принять участие в основных кампаниях по вакцинации.
За последние 20 лет, в значительной мере благодаря сотрудничеству с такими странами как Великобритания и Франция, GAVI работал с ВОЗ и ЮНИСЕФ для внедрения 13 новых вакцин, в том числе против лихорадки Эбола, в 73 самых бедных странах мира. Эти организации готовы действовать точно так же с вакциной от Covid-19, но им требуется больше финансирования. Если конкретнее, GAVI потребуется 7,4 миллиарда долларов в течение ближайших пяти лет, чтобы поддержать существующие усилия по иммунизации. Распространение вакцины от Covid-19 обойдется еще дороже.
Инвестиции в здоровье бедного населения по всему миру
Такие требования о финансировании в несколько миллиардов долларов могут показаться непомерными, особенно в нынешний период экономического спада, но эта цена несравнима с той, что нам придется заплатить, если мы схалтурим с вакцинацией, и эпидемия продолжится.
Вот уже 20 лет я призываю лидеров со всего мира вкладывать средства в здоровье самого бедного населения мира, пытаюсь убедить их, что это правильный шаг. Пандемии же напоминают нам, что помогать ближнему — не только правильный, но и дальновидный поступок.
В конце концов, человечество объединено не только общими ценностями и социальными связями. Мы соединены друг с другом в биологическом плане сетью микробов, которые связывают здоровье одного человека со здоровьем других. В этой пандемии мы все взаимосвязаны. Поэтому таким же должен быть и наш ответ.