Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

CIIC (Китай): «война трех государств» на нефтяном рынке. Сложно добиться прочности соглашения о сокращении добычи

© AP Photo / Charlie RiedelНефтяная скважина в Нью-Мексико
Нефтяная скважина в Нью-Мексико
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На днях нефтедобывающие страны подписали по-настоящему историческое соглашение. «Искусство торговли» и рука помощи Трампа, ловко протянутая вовремя, помогли избежать обострения спора между Россией и Саудовской Аравии, считает Юй Гоцин. И все же перспективы и прочность этого соглашения остаются под вопросом.

Утром 13 апреля вышли последние новости об экстренной видеоконференции, посвященной переговорам ОПЕК+ по нефти. Страны-участницы наконец пришли к соглашению по сокращению добычи. На первом этапе в мае и июне этого года страны ежедневно будут сокращать добычу на 9,7 миллиона баррелей. Это самое крупное соглашение о сокращении добычи, заключенное с момента создания ОПЕК+.

На сей раз переговоры ОПЕК+ по нефти встречали препятствия на каждом шагу. Месяц назад из-за обвала цен на нефть Саудовская Аравия и Россия сначала неоднократно угрожали тем, что не буду сокращать добычу, однако низкая рыночная цена (ниже 20 долларов за баррель) в конце концов принесла убытки нефтедобывающим странам. Выдержав почти месяц, Саудовская Аравия и Россия наконец вернулись за стол переговоров. В ходе нынешнего раунда экстренного заседания ОПЕК+, начатого 9 апреля, стороны в течение нескольких дней не могли прийти к окончательному решению о заключении соглашения. Первоначально планировалось на первом этапе сократить добычу сырой нефти на 10 миллионов баррелей, однако Мексика не была удовлетворена своей долей сокращения добычи на 400 тысяч баррелей в сутки и выразила готовность сократить добычу всего на 100 тысяч баррелей, что привело к разрыву соглашения. Наконец, после непосредственного вмешательства Соединенных Штатов в переговоры, утром 13 апреля сторонам удалось достичь консенсуса.

Историческое значение этого соглашения заключается в том, что Соединенные Штаты, которые первоначально не входили в ОПЕК+, в последние минуты переговоров активно вмешивались в их ход. В соответствии с соглашением, Соединенные Штаты, Бразилия и Канада осуществят общее сокращение добычи на 3,7 миллиона баррелей в день, в то время как другие страны Большой двадцатки (G20) сократят добычу в общей сложности на 1,3 миллиона баррелей в день. С практической точки зрения это соглашение о сокращении добычи имеет большое значение для «трех крупнейших нефтяных гигантов» — Саудовской Аравии, России и США. Саудовская Аравия и Россия избежали продолжения «борьбы в одиночку, когда не выигрывает ни одна сторона», а Соединенные Штаты своевременно вмешались в нефтяной конфликт между Саудовской Аравией и Россией, ловко протянув руку помощи и избавив их от будущих сражений. Кроме того, Америка добилась того, что «игры двух стран», связанные с ценами, на нефть за определенный период превратились в «убийство трех государств». Президент Дональд Трамп также вновь продемонстрировал свое «искусство торговли» на нефтяном рынке.

Несмотря на то, что результаты переговоров ОПЕК+ по нефти были достигнуты с большим трудом, все же следует заметить, что это соглашение не содержит строго обязательных положений, и поэтому существует возможность их несоблюдения в будущем. В соответствии с соглашением, план сокращения производства будет осуществляться с мая 2020 года и рассчитан на два года. В декабре 2021 года он будет вновь пересмотрен странами-участницами. План разделен на три этапа, которые включают: с мая по июнь 2020 года ежедневное сокращение добычи на 9,7 миллиона баррелей; с июля по декабрь 2020 года сокращение добычи на 8 миллионов баррелей; а с января 2021 года по апрель 2022 года — на 6 миллионов баррелей в сутки. Саудовская Аравия и Россия будут ежедневно сокращать добычу на 11 миллионов баррелей, в то время как квоты сокращения в других странах будут основаны на их соответствующих объемах добычи в октябре 2018 года. Несложно увидеть, что в соглашении определена доля сокращения добычи на различных этапах на более чем полтора года для основных международных нефтедобывающих стран, однако возможно ли его осуществить — на этот вопрос ответить сложно. Существует ряд неопределеннностей.

Во-первых, соглашение о сокращении производства было достигнуто в специфический период, в основном отражающий ожидания рынка от соотношения спроса и предложения. В настоящее время мир сталкивается с беспрецедентными вызовами. В частности неопределенность связана с тенденцией развития новой коронавирусной пневмонии, распространяющейся по всему миру, а ситуация с эпидемией и борьбой с ней в основных нефтедобывающих странах, Саудовской Аравии, России и США, не выглядит оптимистичной. Во время сложной фазы активного развития эпидемии нефтедобывающие страны надеются, что рынок нефти на время стабилизируется, и цены на нефть также будут сохранять относительную стабильность, чтобы обеспечить крепкую финансовую поддержку для борьбы с пандемией. Мы можем заметить, что после подписания соглашения международные цены на нефть не выросли значительно, повысившись лишь примерно на 2%, что в основном отражает ожидания рынка цен касательно относительной стабильности объемов добычи нефти в последующий период.

Во-вторых, в настоящее время система ОПЕК+ на нефтяном рынке не может полностью отражать структуру спроса и предложения, а Соединенные Штаты фактически стали основным фактором, стоящим за скрытыми «внесистемными силами», которые контролируют рынок нефти. Нынешний механизм ОПЕК+ был сформирован в 2016 году и включает в себя организацию ОПЕК во главе с Саудовской Аравией и 23 страны, являющиеся нефтедобывающими странами, не входящими в ОПЕК, во главе с Россией, однако Соединенные Штаты, крупнейший в мире производитель нефти, не входят в эту организацию. Сперва Соединенные Штаты не стремились присоединиться к системе ОПЕК+, главным образом потому, что хотели сохранить свое влияние на нефтедобывающие страны, такие как Саудовская Аравия и Россия, за пределами механизма. Но длительное существование США вне этой системы оказало негативное влияние на непосредственную стабильность международного рынка нефти. За последнее время президент Трамп много раз напрямую разговаривал с лидерами Саудовской Аравии и России, отражая стремление США играть ключевую роль в борьбе за энергетический рынок между Саудовской Аравией и Россией. Однако, с другой стороны, все еще трудно определить, получат ли Соединенные Штаты контроль над основными нефтедобывающими странами в будущем.

В-третьих, несмотря на «историческое» значение этого соглашения о сокращении добычи нефти, прочность и перспективы этого соглашения по-прежнему остаются под большим вопросом. Самой большой проблемой для стабильности международного рынка нефти в настоящее время и в обозримом будущем все еще остаются неясные перспективы развития эпидемии новой коронавирусной пневмонии. Число диагностированных случаев заражения новым коронавирусом по всему миру достигло 1,7 миллиона, и сейчас трудно определить, сколько еще будет инфицированных. Уже высказываются мнения о том, что влияние нынешней эпидемии коронавирусной пневмонии на мир окажется сильнее влияния Первой и Второй мировых войн. Если все будет обстоять так, тогда глобальная экономика и энергетическое устройство претерпят беспрецедентные изменения. Можно ожидать, что на фоне огромных изменений в мировой добыче, потреблении, логистике и использовании альтернативных источников энергии международное соглашение о сокращении добычи нефти, подписанное Соединенными Штатами, Россией и Саудовской Аравией, неизбежно столкнется с вызовами эпохи.

Юй Гоцин (余国庆) — научный сотрудник Института западноазиатских и африканских исследований Китайской академии общественных наук