Россия получила почти ноль прямых иностранных инвестиций (foreign direct investment — FDI) в первом квартале 2020 года, — в тот же период прошлого года этот показатель составил 10,3 миллиарда долларов, а в этом году — 200 миллионов долларов. Эти данные предоставил 13 апреля Центральный банк России.
Опубликованные данные, судя по всему, не полностью соответствуют действительности в отношении прямых иностранных инвестиций, которые скорее всего имеют негативный показатель. Как уже сообщало издание bne IntelliNews, характерная особенность в данных национальной российской статистике состоит в том, что иностранные компании, работающие и зарегистрированные в России, реинвестируют свою прибыль, — почти все они это делают, — а их вложения учитываются как прямые иностранные инвестиции. Количество работающих в России компаний значительно (у одной Германии 4500 таких компаний, и в 2019 году они инвестировали рекордное количество средств — 3 миллиарда евро), поэтому реальные показатели прямых иностранных инвестиций, вероятно, будут отрицательными.
Из-за постоянного «российского риска» прямые иностранные инвестиции в российскую экономику всегда ниже возможного их уровня, если учитывать количество населения и богатство доступных ресурсов. Тем не менее в последние три десятилетия Россия, по данным Центрального банка РФ, получила в общей сложности 407 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций (данные на конец 2018 года).
Вместе с тем Россия никогда не была популярным направлением для инвестиций. Объем внутренних прямых иностранных инвестиций в период с 2014 года по 2018 год составил, в среднем, 1,3% ВВП, и это самый низкий показатель за 20 лет с момента их учета, и даже сами русские не хотят инвестировать средства в экономику собственной страны.
Показатели прямых иностранных инвестиций весьма неоднозначны, а понимание ситуации осложняется еще и тем, что Центральный банк РФ сообщает только об инвестициях «последней мили» (last mile investment) — та страна, откуда приходят прямые иностранные инвестиции, считается страной-инвестором до того момента, как средства пересекают российскую границу.
Центральный банк России также сообщил о том, что на рынке ценных бумаг в последнем квартале отмечался значительный отток капиталов. Портфельные инвесторы вывели 1,2 миллиарда долларов, тогда как приток их средств в предыдущем году составил 6,8 миллиарда долларов. Однако и здесь статистика искажена, поскольку взяты совокупные показатели.
Рынок акций и бондов во всем мире испытал серьезное потрясение в предыдущем месяце из-за двойного удара — обвала цен на нефть и пандемии коронавируса (COVID-19). По данным института международных финансов (The Institute of International Finance — IIF), на этих рынках с начала нынешнего года был зафиксирован рекордный отток капиталов — 83 миллиарда долларов, однако этот процесс немного замедлился в последние несколько недель. Хотя, по данным Центрального банка РФ, совокупный отток капиталов из России может составить 1,2 миллиарда долларов в предыдущем квартале, только в первые три недели марта в России был поставлен рекорд, — отток капиталов составил 1,4 миллиарда долларов, если брать в целом рынок акций и облигаций.
Эти данные искажаются также за счет обменного курса в связи с резким снижением котировок российской валюты. Обвал цен на нефть незамедлительно вызвал падение стоимости рубля — с 62 рублей за доллар в конце февраля до 80 рублей за доллар всего через несколько недель. Поскольку доходы исчисляются в долларах и рублях, а Центральный банк России располагает значительными запасами монетарного золота, все основные потоки капиталов и данные о золотовалютных резервах подвергаются воздействию обменного курса, поэтому оценки должны быть скорректированы с учетом девальвации. Так, например, совокупные золотовалютные запасы России (gross international reserves — GIR) сократились на 7 миллиардов долларов в первые недели апреля, но Центральный банк России потратил на поддержку рубля всего 2,5 миллиарда долларов. Оставшаяся часть — результат эффекта переоценки.
«Самая интересная часть в платежном балансе — это сокращение почти на четверть экспорта нефти и природного газа, в основном из-за теплой зимы. Однако иностранный долг России на 1 апреля нынешнего года уменьшился на 8% и составил 450 миллиардов долларов, или 29% ВВП. Здесь главная причина состоит в отрицательной переоценке из-за девальвации рубля», подчеркивается в сообщении банка VTB Capital — VTBC.