В понедельник вечером цена на нефть резко упала. Комментатор по вопросам внешней политики Dagens Nyheter Микаэль Виниарски объясняет, какие у этого могут быть последствия.
Что сейчас происходит?
Цена на сырую нефть не просто упала до самого низкого уровня за 20 с лишним лет — впервые в истории она вообще стала отрицательной, то есть составляет менее 0 долларов за баррель. В 1998 году цена была рекордно низкой, менее 10 долларов за баррель, но сейчас ситуация такова, что потребителю даже готовы доплачивать, лишь бы он забрал продукт, а это для мировой экономики нечто необыкновенное.
На каких странах низкая цена скажется больше всего и почему?
Больше всего, хотя и по-разному, пострадают крупные экспортеры нефти, такие как США, Саудовская Аравия и Россия, а также Венесуэла и Иран. США сейчас крупнейший производитель ископаемого топлива, и некоторые важные сектора американской экономики будут переживать серьезные трудности, особенно производители сланцевой нефти, добыча которой становится нерентабельной уже при цене менее 30-35 долларов за баррель. Это явно удар для президента Дональда Трампа, который часто (ошибочно) хвалится тем, что сделал США крупнейшим производителем энергии.
Важно напомнить, какие политические последствия может иметь обвал цены на нефть: во второй половине 1980-х годов цена на нефть упала ниже 20 долларов за баррель. Одновременно с этим в Советском Союзе к власти пришел Михаил Горбачев, а экономика страны, которая целиком и полностью опиралась на экспорт нефти и газа, ушла в штопор, в результате чего коммунистическая сверхдержава вскоре развалилась на куски.
Цена на нефть оставалась на этом низком уровне почти все 1990-е годы, а в 1998 году упала еще ниже, достигнув примерно 10 долларов за баррель. России пришлось отложить выплаты по долгам, а российский рубль девальвировался до трети стоимости.
Через год президент Борис Ельцин ушел, и его место занял Владимир Путин. В тот же момент цена на нефть начала неуклонно расти и вскоре составляла уже от 100 до 200 долларов за баррель. Благодаря этому Путин смог вложиться в стабилизацию страны и модернизацию вооруженных сил. Но он не предпринял никаких серьезных попыток уменьшить зависимость России от экспорта сырья, и за это упущение сегодня приходится расплачиваться.
Может ли нынешняя ситуация сказаться на политике безопасности, и как изменится баланс власти в мире?
Многое зависит от того, как долго цена будет продолжать падать. Что касается России, то в последние шесть лет, с момента военного вторжения на Украину и аннексии Крыма, с точки зрения экономики дела у нее идут плохо.
„Контракт" между Путиным и россиянами (заключающийся в том, что он обеспечит им рост уровня жизни, а они не будут ставить под вопрос политику власть имущих) трещит по швам уже давно из-за экономических санкций и относительно низкой цены на нефть. Если единственный реальный источник доходов истощится, неуверенность в обещанной режимом Путина стабильности возрастет.
Зато низкие цены на ископаемую энергию на руку тем, что зависит от импорта нефтепродуктов, например, Китаю — крупнейшему их покупателю в мире.