Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The New York Times (США): на фоне обострения отношений с Китаем американские военные корабли вошли в спорную акваторию Южно-Китайского моря

© AP Photo / James Vazquez/U.S. Navy via APЭсминец США «Джон Маккейн» патрулирует в Южно-Китайском море
Эсминец США «Джон Маккейн» патрулирует в Южно-Китайском море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американские военные корабли зашли в спорные воды Южно-Китайского моря, что, по мнению военных аналитиков, способствует усилению конфронтации в районе этого водного пути и обострению соперничества между США и Китаем, несмотря на то, что большинство стран мира находятся в изоляции из-за пандемии коронавируса.

Десантный корабль «Америка» (America) и крейсер УРО «Банкер Хилл» (Bunker Hill) вошли в спорную акваторию у берегов Малайзии. В то же время в этом районе находится китайское правительственное судно, которое уже несколько дней следит за судном малайзийской государственной нефтяной компании, проводящим разведочное бурение. По словам военных экспертов, в близлежащие воды также вошли китайские и австралийские военные корабли.

Несмотря на проведение мероприятий по борьбе с пандемией, которая в начале этого началась в Китае, Пекин не сокращает свою деятельность в Южно-Китайском море, стратегически важном водном пути, через который проходит одна треть мировых судоходных потоков. Наоборот, продолжающиеся на протяжении многих лет агрессивные действия китайского правительства с целью заявить о себе только активизировались, считают военные аналитики.

«Это вполне обдуманная стратегия Китая, который пытается по максимуму использовать момент, когда, по его мнению, внимание США занимают другие проблемы, и их способность оказывать давление на соседей ограничена», — считает исполнительный директор Австралийского института стратегической политики и бывший чиновник министерства обороны Австралии Питер Дженнингс (Peter Jennings).

С января, когда началась эпидемия коронавируса, китайские правительственные и пограничные суда вместе кораблями морской полиции Китая бороздят спорные воды Южно-Китайского моря, вступая в конфликты с региональными органами, обеспечивающими соблюдение морского права, и не давая покоя рыбакам.

Ранее в этом месяце вьетнамцы обвинили экипаж китайского сторожевого корабля в том, что их судно протаранило и потопило вьетнамский рыбацкий катер.

В прошлом месяце Китай открыл две новые исследовательские станции на искусственных рифах, построенных в морской акватории, на которую претендуют Филиппины и другие страны. На рифах также построены оборонительные бункеры и взлетно-посадочные полосы для военных самолетов.

В минувшие выходные власти Китая объявили, что в Южно-Китайском море они официально создали два новых района, в которые включены десятки спорных мелких островов и рифов. Многие из них представляют собой затопленные части атолла, которые в соответствии с международным законодательством не являются объектами территориальных прав.

«Похоже, что даже когда Китай боролся с эпидемией коронавируса, он думал и о своих долгосрочных стратегических целях, — говорит Александр Вувинг (Alexander Vuving), профессор Азиатско-Тихоокеанского центра исследования проблем безопасности Дэниэла К. Иноуэ (Daniel K. Inouye Asia-Pacific Center for Security Studies) в Гонолулу. — Китайцы хотят создать в Южно-Китайском море новую норму, в соответствии с которой они являются главными. И для достижения этой цели они действуют все более и более агрессивно».

После потопления вьетнамского рыбацкого катера Госдепартамент в своем заявлении настоятельно призвал Китай «и дальше уделять основное внимание поддержке международных усилий по борьбе с глобальной пандемией и прекратить использовать в своих целях уязвимость других стран и то, что они заняты решением других проблем, для расширения своих незаконных притязаний в Южно-Китайском море».

Правительство Китая претендует на большие территории в Южно-Китайском море, что не соответствует демаркации границ, установленных пятью другими странами. Международный трибунал отклонил большинство притязаний Китая на водный путь, но Пекин не признает это решение и вместо этого строит военно-морские базы на рифах, которые он теперь контролирует.

Хотя у США нет никаких территориальных притязаний в Южно-Китайском море, командование ВМС США утверждает, что оно на протяжении нескольких десятилетий поддерживает мир в этих водах. В министерстве обороны США подвергли Китай жесткой критике за то, что он все активнее осуществляет милитаризацию этого водного пути.

«Благодаря нашему постоянному оперативному присутствию в Южно-Китайском море мы взаимодействуем с нашими союзниками и партнерами в сфере обеспечения свободы судоходства и полетов, а также отстаивания международных принципов, лежащих в основе безопасности и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе, — заявила пресс-секретарь Индо-Тихоокеанского командования ВС США лейтенант-коммандер Николь Швегман (Nicole Schwegman). — США поддерживают усилия наших союзников и партнеров в определении собственных экономических интересов».

Китайские власти в ответ заявили, что страной, дестабилизирующей ситуацию в регионе, являются США. Появление в акватории Южно-Китайского моря военных кораблей «Америка» и «Банкер-Хилл» вряд ли особо поможет опровергнуть это заявление.

А власти стран региона обеспокоены тем, что США, как правило, появляются в горячих точках лишь ненадолго, после чего бросают их, и они вынуждены сами противодействовать Пекину, который становится все сильнее и агрессивнее.

«Что США собираются делать в этом регионе?— задается вопросом Иэн Стори (Ian Storey), эксперт по Южно-Китайскому морю из Института изучения проблем Юго-Восточной Азии (ISEAS-Yusof Ishak Institute), сингапурского аналитического центра. — Лишь заявить: „Мы здесь?". Или они собираются следить за китайским гидрографическим судном, чтобы попытаться помешать его работе?».

Где именно находятся два американских военных корабля, в Индо-Тихоокеанском командовании ВС США не уточнили, сославшись на действующие запреты, но подтвердили, что военные корабли находятся в Южно-Китайском море.

Во вторник ВМС США опубликовали в Твиттере фотографии военных кораблей в сопровождении третьего судна, эсминца под названием «Барри» (Barry), заявив, что экспедиционная ударная группа выполняет задачу «по обеспечению безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе».

По словам военных экспертов, акватория, в которой движутся американские военные корабли, находится примерно в 200 морских милях от побережья Малайзии. Малайзия, Китай и Вьетнам заявляют о своих правах на природные ресурсы в этой части оспариваемого водного пути.

На прошлой неделе китайское правительственное гидрографическое судно начало слежку за буровым судном «Западная Капелла» (West Capella), проводящим разведочные работы у берегов Малайзии и находящимся в эксплуатации у малазийской государственной нефтяной компании Петронас (Petronas).

Китайское гидрографическое судно «Хайян Дижи-8» (Haiyang Dizhi 8) ранее следило за подобными работами по разведке нефтяных месторождений у берегов Вьетнама.

По словам военных экспертов, американские военные корабли сопровождает австралийский фрегат «Парраматта» (Parramatta) в рамках ранее запланированной операции.

Питер Дженнингс, бывший чиновник минобороны Австралии, говорит, что переброска фрегата «Парраматта» в этот район была запланирована как минимум год назад.

В то время «его экипаж, вероятно, не знал, что направляется в район повышенной военной опасности, — говорит Дженнингс. — На самом деле обстановка накалилась еще в марте, учитывая, что в районе от Японии до Южно-Китайского моря Китая действует все более агрессивно».

Военные эксперты, которые изучают информацию о передвижениях военных кораблей в этом районе, но имеют права ее разглашать, заявили, что у берегов Малайзии находится китайский военный корабль. Многоцелевой ракетный эсминец называется «Ухань» (Wuhan), он назван в честь города, где началась вспышка коронавируса.

Когда Китай отправлял в Малайзию врачей и средства индивидуальной защиты для борьбы с эпидемией коронавируса, малайзийские власти официально не выступали против того, что у берегов их страны находится китайское гидрографическое судно или оцепление из нескольких вооруженных китайских пограничных судов. Не вызывало у них официального протеста и длительное присутствие китайских судов морской милиции и пограничных кораблей в другом нефтеносном районе у берегов Малайзии.

Пекин отправляет медицинскую технику, изделия медицинского назначения и опытных специалистов во все страны региона. А в одном военном издании китайские власти с гордостью заявили, что коронавирусом не заболел ни один военнослужащий Китайской Народно-освободительной армии, что вызывает удивление, учитывая быстрое распространение эпидемии.

На американском авианосце «Теодор Рузвельт» (Theodore Roosevelt), находившемся в Южно-Китайском море в начале этого года, произошла вспышка коронавируса, в результате чего один моряк умер, и сотни других заболели. Коронавирусная инфекция попала и на другие корабли Тихоокеанского флота США.

«Для репутации ВМС США в этом регионе это не очень хорошо, хотя администрация Трампа пытается успокоить своих союзников, — говорит Иэн Стори из Института изучения проблем Юго-Восточной Азии. — Китай может сказать: „Посмотрите на нашу превосходную систему управления, которая позволила остановить эпидемию. А потом посмотрите на США"».