Коми — автономная республика, где проживает всего один миллион жителей, рассеянных по территории, превышающей размерами Италию. Однако эффективность местной бюрократии такова, что территория Коми стала четвертым центром распространения заражения в России. Показатели на душу населения ставят эту республику на севере страны на второе место после Москвы: 491 зараженный, четыре смертельных исхода.
Один хирург, заразившийся коронавирусом от вернувшейся из Европы дочери, продолжил работать в больнице города Эжвы, заразив десятки человек. Больных отправили домой уже после того, как они оказались заражены. Других пациентов, у которых не было симптомов (но которые, вероятно, на тот момент уже заразились), перевели в другие больницы, за счет чего Covid-19 распространился по всей столице региона — городу Сыктывкару.
В классическом советском стиле местные власти в первую очередь волновало, что новость распространится. Кому-то это напомнило чернобыльскую катастрофу, когда в 1986 году украинские партийные чиновники ничего не сообщили Горбачеву и московским ведомствам о взрыве четвертого реактора на атомной электростанции. Прошло 34 года, но, похоже, в Коми в этом отношении время остановилось.
Местного журналиста Павла Андреева, директора онлайн-издания «7×7 Коми», вызвали в полицию и расспрашивали лишь о том, как он узнал о распространении эпидемии в республике.
Как бы то ни было, уже в эти дни понятно, что столица перестала быть единственным крупным очагом распространения коронавируса. Огромное количество новых случаев фиксируется в регионах от Подмосковья до Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
15 тысяч военных, принимавших участие в подготовке к большому параду 9 мая, должны быть помещены в карантин. Празднование 75-й годовщины победы над нацизмом перенесено на неопределенное время, учитывая постоянно усугубляющуюся ситуацию. За одно только воскресенье было зафиксировано свыше шести тысяч новых случаев. 20 апреля заболели 4268 человек (сегодня 5236 — прим. ред.).
Не исключено, что распространению эпидемии способствовало празднование православной Пасхи. Хотя патриарх Кирилл призвал священников не открывать храмы, в 15 регионах службы проходили с присутствием верующих. Было зафиксировано много случаев, когда, например, в Перми десятки человек сняли медицинские маски, чтобы целовать иконы и кресты. Из Святогорска в Донбассе тоже поступают фотографии 300 верующих, которые бок о бок, без масок, стоят в очереди ради ритуального поцелуя.