Вечером в понедельник, 20 апреля, в своем интервью ведущему политическому эксперту Питтсбурга Джо Байден (Joe Biden) рассказал немного о своих поисках кандидата на должность вице-президента.
«Я без раздумий взял бы ее, — сказал Байден Джону Делано (Jon Delano), имея в виду бывшую первую леди Мишель Обаму. — Она великолепна. Она все здесь знает. Она действительно замечательная женщина. Супруги Обама — отличные друзья».
Что ж, хорошо.
По правде говоря, заявление Байдена о том, что он с удовольствием выбрал бы Мишель Обаму в качестве своего кандидата на пост вице-президента, сравнимо с тем, как если бы я сказал, что я хотел бы пригласить Стефа Карри (Steph Curry) в сборную по баскетболу. Здесь даже думать не о чем.
Байден пообещал, что своим вице-президентом он выберет женщину, а бывшая первая леди является одной из самых популярных женщин (и людей) среди демократов и сторонников независимых кандидатов в стране. Согласно исследованиям американского института общественного мнения Gallup, Мишель Обама была самой почитаемой женщиной в 2018 и 2019 годах. Ее мемуары под названием «Становление» («Becoming») были проданы тиражом более 10 миллионов копий. Она основала внепартийную группу, занимающуюся совершенствованием регистрации избирателей, которая попала в новости на прошлой неделе, когда Обама поддержала законопроект демократов, призванный обеспечить досрочное голосование и голосование по почте в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
Коротко говоря, в Америке нет такого человека, которого Байден мог бы выбрать своим вице-президентом и который повысил бы его шансы на избрание больше, чем Мишель Обама. Точка.
Но, если говорить о самой Мишель Обама, главный вопрос здесь заключается не в том, поможет ли она Байдену, а в том, захочет ли она быть выбранной на пост вице-президента страны. И все указывает на то, что ответ на этот вопрос — громкое и твердое «нет».
В своих мемуарах «Становление» Обама четко об этом написала: «Я скажу это прямо: у меня нет намерения баллотироваться на какую-либо государственную должность». В прошлом году в своем интервью для подкаста Конана О'Брайена (Conan O'Brien) Обама вновь сказала, что она не собирается баллотироваться в президенты (или претендовать на какую-либо другую должность). Она объяснила, что то время, которое она провела в Белом доме, навсегда лишило ее возможности оставаться в тени и вести «нормальную» жизнь. Она добавила: «Поэтому я не знаю, хотелось бы мне занимать какую-либо руководящую должность, знать, что вы чувствуете? Потому что невозможно наслаждаться жизнью за тонированным окном автомобиля. Мы уже принесли эту жертву — и я не жалуюсь. Но, если я собираюсь быть лидером, мне придется быть там. Мне придется быть там, выслушивать жалобы людей, видеть их боль, чувствовать ее на себе».
Те, кто поддерживает близкий контакт с четой Обама, тоже сомневаются, что работа на выборной должности входит в планы бывшей первой леди. «Мне кажется, вероятность того, что она будет баллотироваться на эту должность, примерно такая же, как вероятность того, что в 2020 году я станцую на сцене Большого театра», — сказал бывший главный стратег Обамы Дэвид Аксельрод (David Axelrod) в интервью изданию Politico в 2018 году. Примерно в то же время давний друг и советник Мишель Обамы Валери Джарретт (Valerie Jarrett) сказала в интервью Алисин Камерота (Alisyn Camerota) из CNN: «Позвольте мне все объяснить. Этого никогда не случится. Она посвятила свою жизнь службе обществу. И она собирается использовать эту свою невероятную платформу на службе добра, а не политики».
Кстати, Байден признал это в понедельник, 20 апреля, когда он говорил о том, что он с радостью сделает Мишель Обаму своим вице-президентом. «Не думаю, что у нее есть желание снова жить рядом с Белым домом», — сказал он.
Но все это политика. Поэтому, когда люди утверждают, что у них нет желания баллотироваться на какую-либо должность, всегда есть причины относиться к подобным заявлениям с некоторым недоверием. В конце концов, в 2008 году Барак Обама открыто заявлял, что он не собирается баллотироваться в президенты, — и все мы знаем, чем это кончилось.
Но здесь есть один нюанс: в тот момент Барак Обама уже вел активную политическую деятельность. Он уже был в палате представителей штата. Он баллотировался на выборах в конгресс США. Его уже выбрали в Сенат США. Он был — и остается — политиком. Мишель Обама никогда не принимала решения баллотироваться на какую-либо должность. Она никогда не была политиком. Поэтому, если она говорит, что ей это неинтересно, возможно, нам стоит ей поверить.
Однако даже с учетом всего вышесказанного, мы не можем полностью исключить вероятность того, что Мишель Обама согласится стать кандидатом в вице-президенты. Почему? Потому что, если Байден обратится к ней с таким предложением и скажет, что в случае ее согласия шансы положить конец президентству Трампа существенно повысятся. Теоретически вполне возможно, что этот аргумент на нее подействует.
Хотя ни Барак, ни Мишель Обама не выступали с откровенной критикой в адрес Трампа, в 2019 году в интервью Гейлу Кингу (Gayle King) на телеканале CBS Мишель Обама сказала: «Меня огорчает то, как это влияет на страну в целом. Нам необходимо крайне ответственно отнестись к тому, какую страну мы оставим нашим детям и внукам».
Думаю ли я, что апелляция к патриотическим чувствам и к необходимости поступить правильно по отношению к стране может убедить Мишель Обаму пересмотреть ее нежелание даже просто рассмотреть возможность баллотироваться на государственную должность? Технически это возможно. Но вероятность этого примерно такая же, как вероятность того, что меня и Аксельрода пригласят станцевать на сцене Большое театра.