Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Economist (Великобритания): компания «Майкрософт» делает выбор в пользу открытых данных

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самая большая в мире технологическая компания хочет дать волю обмену данными. Когда-то это казалось немыслимым, указывает журнал. При этом, несмотря на декларации Марка Цукерберга, не следует ожидать, что компания «Фейсбук» в ближайшем будущем последует примеру компании «Майкрософт».

Сан-Франциско — Два десятилетия назад компания «Майкрософт» была олицетворением технологического сада за высокой оградой. Один из ее руководителей назвал бесплатные программы с открытым исходным кодом «раковым заболеванием». Но так было тогда. 21 апреля эта самая ценная технологическая компания присоединилась к недавно созданному движению, участники которого выступают за освобождение данных во всем мире. Среди прочего, эта компания планирует в 2022 году создать 20 групп по совместному использованию данных, а также раскрыть некоторое количество своей цифровой информации, включая собранные данные о COVID-19.

«Майкрософт» не единственная компания, обнаружившая у себя склонность к совместному использованию данных в эпоху коронавируса. «Мир уже сталкивался в прошлом с пандемиями, однако на этот раз мы имеем новые сверхвозможности — способность собирать данные и обмениваться ими ради благой цели», — написал в своей статье, опубликованной 20 апреля в газете «Вашингтон пост», Марк Цукерберг, глава конгломерата, работающего в области социальных сетей. Несмотря на строгие правила Евросоюза в области защиты частной жизни, некоторые влиятельные европейские политики сегодня заявляют, что обмен данными может оказать помощь в борьбе с коронавирусом.

Однако аргументы в пользу обмена данными появились значительно раньше, чем нынешний вирус. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), клуба преимущественно богатых стран, полагают, что в случае более широкого обмена информации многие страны получили бы пользу и увеличили бы свой ВВП в диапазоне от 1% до 2,5%. Эта оценка основана на «героических», то есть маловероятных, допущениях (вроде представления в цифровом виде возможностей, создаваемых для стартапов). Однако экономисты согласны с тем, что более широкий доступ к данным, в целом, может быть полезным, поскольку данные не соперничают друг с другом (non-rivalrous): в отличие от нефти, они могут использоваться, а затем использоваться повторно, например, для одновременной работы различных алгоритмов искусственного интеллекта, и при этом не происходит их истощения.

Многие правительства видят этот потенциал. Города от Берлина до Сан-Франциско выдвигают инициативы в области «открытых данных». Компании ведут себя более осторожно, говорит Стефан Ферхульст (Stefaan Verhulst), возглавляющий Лабораторию государственного управления Нью-Йоркского университета (New York University), которая и занимается такого рода вещами. Фирмы опасаются потери интеллектуальной собственности, разглашения персональных данных пользователей, а еще их беспокоят технические препятствия. Стандартными форматами данных (например, изображениями в формате JPEG) довольно легко поделиться, однако многое из того, что «Фейсбук» собирает с помощью своих приложений, не будет иметь никакого смысла для «Майкрософт» даже после перевода в другой формат. По данным упомянутой лаборатории Нью-Йоркского университета, менее половины из 113 «сторонников обмена данными» составили корпорации. А те, что поддерживают такой подход, включая инициативы испанского банка BBVA и британского производителя лекарств GlaxoSmithKline, являются незначительными или ограниченными по своим масштабам.

Проводимая «Майкрософтом» кампания пока является наиболее последовательной. Помимо поддержки все большего количества некоммерческого обмена, эта корпорация разрабатывает также программные продукты, лицензии, а также (совместно с Лабораторией государственного управления и другими участниками) рамочные подходы к управлению, что позволит фирмам обмениваться данными или предоставлять доступ к ним, не теряя контроля над ними. Оптимисты считают, что позиция этого гиганта в отношении данных можно сравнить с тем, что принятие компанией «Ай-би-эм» (IBM) в конце 1990-х годов операционной системы «Линукс» (Linux) означало для программ с открытым кодом. Операционная система «Линукс» стала серьезным вызовом для «Виндоуз», для самой компании «Майкрософт», а сегодня она поддерживает мобильную операционную систему «Андроид» компании «Гугл», а также многочисленные облачные компьютерные программы.

Брэд Смит (Brad Smith), президент компании «Майкрософт», обращает внимание на то, что менее 100 фирм собирают более половины данных из всего массива появляющейся в интернете информации. Большее количество обменов, по его мнению, будет противодействовать концентрации экономической — и политической — власти. Наведение мостов и преодоление «разделения данных» (data divide), как он это называет, а также расширение движения в поддержку открытых данных, будет непростой задачей. Данные сами по себе значительно сложнее, чем коды. Большинство программистов говорят на одном и том же языке, а коллективы в области программ с открытыми кодами решают, в основном, технические проблемы, тогда как люди, занимающиеся данными, часто приходят из других областей, они не имеют общего словаря и не способны обсуждать вопросы по существу.

На самом деле, компания «Майкрософт», как раньше «Ай-би-эм», имеет, помимо альтруизма, и другие причины для поддержки открытых данных. Большую часть денег эта компания получает не от накопления данных с помощью таргетированной рекламы, как «Алфабет» или «Фейсбук», а за счет продажи услуг и приложений, которые помогают другим обрабатывать цифровую информацию. Чем больше будет обмена данными, тем лучше для «Майкрософт». Г-н Смит утверждает, что именно это и делает его фирму идеальным сторонником открытых данных. «Если вы хотите понять, кому можно доверять, — говорит он, — то должны посмотреть на бизнес-модель компании».

Возможно, так оно и есть. Однако все это указывает и на более значительное препятствие. Даже если можно будет устранить технические и юридические проблемы, многие фирмы, обладающие значительным количеством информации, не будут особенно стремиться к тому, чтобы потерять свою прибыльную монополию в отношении информации о пользователях. Несмотря на декларации г-на Цукерберга, не следует ожидать, что компания «Фейсбук» в ближайшем будущем последует примеру компании «Майкрософт».