Всемирной торговой организацией опубликовано решение арбитра по результатам рассмотрения спора о разумном периоде для имплементации рекомендаций группы экспертов и Апелляционного органа ВТО в споре РФ vs Украина — антидемпинговые меры в отношении импорта нитрата аммония из РФ (DS493). Тем самым в споре Украины и РФ наконец-то поставлена точка. Самое время разобраться, что это решение значит для Украины на практике.
Корректировка не в интересах РФ
Спор DS493 начался еще 7 мая 2015 года, когда РФ подала в ВТО запрос на консультации (первая стадия рассмотрения спора в ВТО), оспорив антидемпинговые меры в отношении импорта нитрата аммония происхождением из РФ, размер которых был пересмотрен в июле 2014 года с 0-11,91% (в зависимости от субъекта применения мер) до 20,51-36,06%.
Такой пересмотр стал возможен благодаря тому, что Украина при расчете антидемпинговой пошлины впервые применила газовую корректировку.
Суть этой корректировки состоит в следующем. Как известно, в РФ действует система двойного ценообразования на газ (dual pricing), согласно которой для российских потребителей цена газа регулируется государством.
В результате цена, по которой российские производители покупают газ, в 3-5 раз ниже, чем цена того же газа при экспорте в третьи страны, а порой даже ниже его себестоимости.
Вопрос двойного ценообразования был одним из краеугольных при вступлении РФ в ВТО, поскольку многие члены ВТО в принципе не могли конкурировать с российскими производителями.
РФ взяла на себя обязательства отменить соответствующее регулирование, однако это не было сделано.
Именно поэтому члены ВТО, например, ЕС при проведении антидемпинговых расследований применяли газовую корректировку, когда нерыночная/регулируемая цена на газ в структуре себестоимости российских производителей менялась на рыночные экспортные цены.
Такой подход позволял применять антидемпинговые пошлины в размере, который реально мог защитить национальных производителей, страдавших от недобросовестного российского импорта.
В частности, последний раз Еврокомиссия использовала этот инструмент в ходе антидемпингового расследования в отношении импорта удобрений, в том числе из РФ.
Выиграть в основном
РФ предсказуемо не согласилась с использованием Украиной этого инструмента и пыталась оспорить антидемпинговые пошлины — сначала в украинских судах, а потом в ВТО. Несмотря на все старания и ухищрения РФ, Украине удалось отстоять газовую корректировку как таковую.
Согласно решению апелляционного органа ВТО, в пересмотре 2013-2014 годов Украина не имела надлежащих доказательств, чтобы применить газовую корректировку. Это и не удивительно, поскольку Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины впервые применяло корректировку в своей практике.
Однако это решение все равно стало победой Украины, поскольку не отрицает нашего права использовать газовую корректировку. От такого решения выиграют не только украинские химики, но и металлурги, производители стекла, стройматериалов — все те отрасли, где газ имеет значительное влияние на конечную цену.
Единственное, что РФ может записать в свой «актив» — исключение из-под действия антидемпинговых мер «ЕвроХима», крупнейшего российского производителя и экспортера аммиачной селитры в Украину.
Имплементируй не спеша
Должна ли Украина незамедлительно выполнять решение ВТО? РФ считала, что да, требуя, чтобы Украина уже за два месяца сняла все защитные пошлины. Однако арбитр ВТО с ее аргументами не согласился. Арбитр посчитал, что для проведения пересмотра мер с «работой над ошибками», да еще и в условиях Covid-19, двух месяцев явно недостаточно, и дал Украине целых 11,5 месяца для приведения своих мер в соответствие с требованиями ВТО. Формально защитные меры будут отменены 15 сентября.
Однако Украина может воспользоваться отсрочкой для того, чтобы провести полноценный пересмотр действующих антидемпинговых мер и (с учетом всех замечаний ВТО) принять взвешенное решение по их пересчету.
Согласие ВТО на использование газовой корректировки позволяет Украине выйти победителем в этом споре, проведя новое расследование и наложив новые защитные пошлины.