О поездке по Транссибирской магистрали мечтают многие, но лишь немногие решаются на это путешествие.
До недавнего времени поездка на поезде через Сибирь была очень выгодной и приносила много впечатлений.
Вместе с моим молодым человеком мы составили много планов: кроме поездки через степи мы хотели побродить по городам, познакомиться с достопримечательностями и насладиться такой роскошью, как тишина, личное пространство, душ и двуспальная кровать.
Мы сложили в рюкзаки минимум вещей, поскольку наши остановки в городе позволяли нам принять душ и постирать одежду.
Мы запланировали наши городские остановки таким образом, чтобы с каждым разом отрезки пути на поезде все увеличивались. Чтобы привыкнуть к равномерному качанию поезда и повторяющимся пейзажам.
В итоге наше путешествие продлилось 20 дней. Мы преодолели много километров на поезде и провели время в Екатеринбурге, на Байкале, в Иркутске и Владивостоке.
Обратно мы летели на запад, из Владивостока в Москву, преодолев восемь часовых поясов. После поездки по Транссибу мы провели выходные в Москве. Российские железные дороги предлагают самые разные маршруты.
Мы начали свое путешествие в финском приграничном поселке Вайниккала, но на поезд «Толстой» можно запрыгнуть и где-нибудь еще.
Расстояние, которое поезд проходит по Транссибирской магистрали, поражает воображение. «Толстой» за ночь прошел 900 километров и прибыл в Москву до полудня. Путь протяженностью около 1800 километров из Москвы до Екатеринбурга продлился чуть больше суток, мы пересекли два часовых пояса.
По Транссибирской магистрали поезда ходят с большой точностью, на каждой станции стоит Ленин, иногда серый или белый, иногда — позолоченный.
В Екатеринбурге мы оказываемся на границе Европы и Азии, и здесь стоит задержаться на несколько дней.
У города довольно молодой центр, новое и старое существует в согласии: широкие пешеходные улицы, модные кафе, художники на улицах, небоскребы и речные пейзажи. На тротуары нанесен маршрут, следуя которому можно посмотреть важнейшие достопримечательности города.
В Екатеринбурге стоит посетить небоскреб, названный в честь певца Владимира Высоцкого, и церковь, построенную в память об императорской семье. Памятник Ленину стоит напротив торгового центра, мигающего неоновым светом.
Протяженность пути из Екатеринбурга до Байкала составляет три тысячи километров. Мы едем к Байкалу 54 часа. За это время можно привыкнуть к качке в поезде, а также к тому, что можно легко запутаться во времени и днях недели.
Поезд проезжает деревни, в которых редко встретишь не покосившийся дом, и в которых цветут сады и стоят яблони, увешанные плодами. На стареньких автомобилях внуков отвозят в детские сады, а бабушек — в церковь.
В шесть часов утра поезд приходит в Иркутск, из которого идет очень живописная дорога до Байкала — по крайней мере, осенью. Весь мир вокруг окрасился в золотистые оттенки. По степям бродят лошади, коровы, овцы и собаки.
И хотя поездка нелегкая, Байкал того стоит. На Ольхоне можно насладиться пустынностью и простыми вещами — например, прогулками по холмам и видами с лениво бродящими коровами.
С Байкалом связано и много мистики — например, с Шаман-камнем. В Хужире, самом крупном поселке острова, есть магазин, за дверями которого можно встретить половину жителей поселка и найти все жизненно важные эликсиры, воду, водку, соленые огурцы и шоколад.
С Байкала естественно вернуться в Иркутск, который традиционно считается центром торговли. Богатство контрастирует с советским наследием. Встречаются и кружевные деревянные дома, и здания в стиле неоклассицизма, советская и современная архитектура.
Центр Иркутска, как и центр многих других городов, очень чистый. Везде чувствуешь себя в безопасности. По культуре обслуживания и уличным пейзажам Иркутск обогнал Финляндию. Здесь есть замечательный музей ретро-мотоциклов и большой торговый центр.
Путь из Иркутска до Владивостока длится четыре дня, мы пересекаем три часовых пояса и проезжаем 4100 километров.
Первый день пути стоит провести в вагоне-ресторане, поскольку дорога идет прямо вдоль берега.
Еще одна причина перейти в вагон-ресторан — замечательная еда. В первом классе повара готовят даже диетические блюда.
Во втором классе есть свой вагон-ресторан. Кроме этого, проводницы продают свежие пирожки и напитки.
На стенах вагонов висит расписание со временем и длительностью остановок. Можно прогуляться по платформе и купить что-нибудь вкусное в киоске.
Оставшаяся часть пути по пустоте и темноте, конечно, наводит тоску, но, если повезет, можно увидеть настоящие чудеса — например, сказочное звездное небо.
Когда спустя 10193 километра поезд наконец подъезжает к Японскому мору, оно простирается до самого горизонта.
Во Владивостоке кажется, что ты попал в кинофильм: в городе есть храм, гордящийся своими золотыми куполами, самый длинный в мире вантовый мост, серая советская архитектура и сверкающие постройки современности.
Туристу нужно привыкнуть к подъемам и спускам и к хаотичному движению. Во Владивостоке мы действительно оказываемся на настоящем востоке, что заметно в чертах и речи людей. Указатели и меню составлены на русском и китайском языках.
Во Владивостоке стоит подняться на маяк, чтобы восхититься пейзажами и крепостью, в которой находится музей истории города.
Многие путешественники по Сибири возвращаются на поезде, но самолет — тоже хороший вариант. Можно сделать и небольшую остановку в Москве.