Пока Россия еще не способна лишить нас суверенитета. Но невозможно не заметить, сколько у нас активистов, которые с большим удовольствием разметали бы элементы правового и демократического государства в пух и прах. Своими действиями они добиваются того, чтобы их голос (включая президентский) звучал как можно громче.
На брифинге представителя МИДа России в четверг Чехию упомянули два раза. 17-ый пункт в выступлении Захаровой касался устранения памятника маршалу Коневу в Праге 6, а 18-й — информации о мнимой антироссийской кампании в СМИ в связи с кибернетическими атаками в Чешской Республике.
Российское информационное агентство ТАСС выделило в сказанном Захаровой мысль о том, что решение о переносе памятника является явным нарушением основного договорного документа, регулирующего взаимоотношения. Речь о Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 1993 года. Согласно пятому пункту этого договора, чешская сторона якобы не имела права на свои односторонние действия и должна была проконсультироваться с российской стороной. Мол, неважно, кому принадлежит памятник, поскольку чешская сторона обязана добросовестно выполнять все обязательства, взятые на себя.
По мнению пресс-секретаря, одним из таких обязательств является уход за памятником и обеспечение доступа к нему, но после своевольного устранения монумента все это стало невозможным. Также Захарова добавила, что, согласно Венской конвенции о праве международных договоров, любой подписанный договор обязателен для договорных сторон и должен ими добросовестно выполняться. «Ссылки на положения внутреннего права, как и на решения местных органов, в качестве оправдания для невыполнения договора недопустимы», — заявила Захарова.
Демонстрация вялых мышц
Для Москвы история вокруг Конева все еще актуальна, и, скорее всего, так останется еще какое-то время. Объяснить это довольно просто. В начале третьего десятилетия XXI века ясно, что расстановка сил в мире меняется, и Россия относится к тем странам, силы которых очень быстро заканчиваются. Россия хочет равняться с остальными, прежде всего США, Китаем или даже Индией и Европейским Союзом, но на воображаемую чашу весов она может положить только полезные ископаемые и ядерное оружие. Первое есть и в других уголках мира, а второе, то есть ядерное оружие, вещь пусть и грозная, но в целом бесполезная, если учесть, что нападать на Россию никто не собирается. Правда, с его помощью можно запугивать и даже шантажировать.
Пока для этого используется наследие «великой победы», одним из символов которой является памятник, убранный из Праги 6. Невероятно интересной иллюстрацией того, что в этой связи готова предпринимать Россия, является страница в «Твиттере» российского посольства в Вашингтоне. Так, совсем недавно там написали, что Россия «дополнила контекст событий, которых коснулись наши добрые соседи из Финляндии, поскольку трагические эпизоды общей истории нужно анализировать в широком контексте». Если вы владеете английским и у вас есть лишние 15 минут, стоит полюбопытствовать.
Пока Москва не откажется от великодержавных амбиций (а этого не случится), она будет продолжать «защищать историческую правду и бороться с переписыванием истории» всеми доступными способами и противоречить всем на свете, не исключая и Чехии. Поэтому России придется отвечать на заявления нашего МИДа, а в российском медиа-пространстве будут резонировать хорошо знакомые нам голоса из Чехии (и Словакии), поддерживающие российскую позицию. Также Россия будет модифицировать свою позицию в зависимости от того, какие шаги предпримет наше Министерство иностранных дел, то есть правительство. И именно этот аспект стоит рассмотреть более внимательно.
Может показаться, что Русские думают: их главный партнер в Праге — это, прежде всего, президент. На первый взгляд так действительно может показаться, но на самом деле это лишь пример того, как замечательно они умеют тешить эго и самолюбие Милоша Земана (а раньше и Вацлава Клауса). В Москве, конечно, знают, что их подлинным партнером или противником является правительство. История с Коневым это довольно хорошо иллюстрирует, и будет очень интересно посмотреть, насколько долго и упорно правительство захочет и сможет отстаивать свою позицию.
Нет никаких причин (за исключением досрочной отставки правительства, которая дала бы Милошу Земану возможность «поколдовать» над конституцией и сформировать новый кабинет), чтобы мы не смогли твердо и долго стоять на своем. Когда какой-то договор подписывают равноправные партнеры, у обеих сторон есть право на свою интерпретацию спорных моментов, и наше Министерство иностранных дел понимает это и ведет себя соответствующим образом.
Стимулирование пятой колонны
Напомню, что Москва баламутит воду из-за Конева еще с 2018 года, когда Прага 6 постановила прикрепить к памятнику табличку. На ней личность Конева и его деятельность помещались в исторический контекст. Тогда русские для подписания протестного письма привлекли даже послов Армении, Азербайджана, Белоруссии и Казахстана. Но ничему помешать они не смогли. Что важно: аргументы, которые в ответе привел министр иностранных дел Мартин Стропницкий, в принципе были теми же, которыми чешское правительство оперирует и сегодня.
Памятник не военное захоронение. Он принадлежит городскому району Прага 6. И если его муниципалитет пришел к такому решению, чешский МИД и правительство ничего не могут с этим поделать. В целом это все, что можно сказать в связи с Коневым и напыщенными претензиями Москвы.
Но, помимо выше описанного международного аспекта, в этой истории есть еще один. На первый взгляд он менее заметен, но с точки зрения функционирования нашего общества он намного важнее. Памятник Коневу, переименование и называние общественных пространств в честь убитых в России Бориса Немцова и Анны Политковской, а также табличка, напоминающая о роли Русской освободительной армии Власова в успехе Пражского восстания в мае 1945 года, превратились в чрезвычайно острые темы на нашей политической арене.
Дискуссия о том, куда и почему мы дошли за 30 лет после ноября 1989 года и чем и почему мы (не)довольны, необходима. Но нельзя, чтобы в ее рамках звучали угрозы, которые приводят к тому, что людям, которые действовали по закону и в соответствии с мандатом, данным им избирателями, приходится обращаться в полицию и пользоваться ее защитой.
Пока Россия еще не способна лишить нас суверенитета. Но невозможно не заметить, сколько у нас активистов, которые с большим удовольствием разметали бы элементы правового и демократического государства в пух и прах. Россия дает им слово в медиа-пространстве, поддерживает их действия и создает им ореол борцов со злом. Затрат на это мало, а эффект может быть большим. В этой связи Конев — чрезвычайно важный тест на прочность чешской демократии.
Автор — политический географ, сотрудник Факультета социальных наук Карлова университета и Столичного университета в Праге.