В 2020 году урожай зерновых и зернобобовых культур в Украине может сократиться по сравнению с прошлогодним, как минимум, на 10%. Напомним, в 2019 году в стране был собран рекордный урожай на уровне более 75 миллионов тонн. Средняя урожайность составила 49,1 центнера с гектара.
По оценкам Национального научного центра «Институт аграрной экономики», производство озимой пшеницы в текущем году составит 24,2 миллиона тонн, что на 12,5% меньше, чем в 2019 году.
Прогноз аналитической компании ProAgro Group сопоставим — 24,97 миллиона тонн (урожай яровой пшеницы будет несколько более 500 тысяч тонн). Средняя урожайность озимых должна составить 39,4 центнера с гектара.
Непогода нынче в моде
Основной угрозой для урожая является аномальная погода. «Была бесснежная зима, после этого не было дождей, а в ряде регионов дул ветер в условиях низкой влажности, что дополнительно высушивало землю. И сейчас в целом ряде регионов наблюдается засуха, — рассказал в комментарии «Апострофу» член наблюдательного совета Украинского совета бизнеса, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов. — Часть озимых погибла, и их надо пересевать. Также есть вопросы по новому урожаю, поскольку сеять в недостаточно увлажненную землю рискованно. Тем не менее, аграриям приходится на это идти».
Эксперт по вопросам аграрного сектора инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Передерей в разговоре с «Апострофом» отметил, что погодные условия (в первую очередь, недостаточность влаги) могут вылиться в то, что урожайность с гектара будет меньше, чем в прошлом году, а, значит, будет скромнее и сам урожай.
При этом экспорт зерновых в текущем маркетинговом году (1 июля 2019 — 30 июня 2020 года) впечатляет. По данным Государственной фискальной службы, на 17 апреля 2020 года, зерновой экспорт составил более 48,66 миллиона тонн, что на 8,4 миллиона тонн или 21% больше, чем на тот же период прошлого маркетингового года. В частности, на указанный период экспортировано почти 18,5 миллиона тонн пшеницы (на 4,5 миллиона тонн или 32,3% больше, чем год назад). Кроме того, экспорт муки превысил показатель прошлого года на 28,3%.
Это — общий объем экспорта с июля прошлого года. Но свежая информация показывает совсем другую тенденцию — по данным Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, по состоянию на первую неделю апреля в сравнении с мартом среднесуточные отгрузки пшеницы сократились втрое — с 44 тысяч тонн до 14 тысяч тонн.
Не гречкой единой
Тем не менее, возникает тревога по поводу того, не останется ли Украина без зерна и, соответственно, без хлеба из-за существенного сокращения урожая на фоне роста экспорта.
Власти в начале апреля ввели запрет на экспорт гречки до конца нынешнего маркетингового года. Как известно, именно гречневую крупу украинцы смели с полок магазинов в первые же дни карантина. Гречка сейчас все же есть, но она существенно подорожала. Впрочем, как ранее писал «Апостроф», она росла в цене и в прошлом году, так как ее посадили на 60% меньше, чем в 2018 году, и связано это было как раз с тем, что до этого три года цены на нее не росли, а потому выращивать ее стало не очень рентабельно. В этом году, когда цены повысились, гречки посадят больше — это подтверждает и прогноз по урожаю — на фоне общего сокращения производства зерновых и показатели по гречке должны увеличиться на 10-15%.
Кроме того, будем честны, гречка — специфический продукт, так как ее, в основном, едят в постсоветских странах (а также там, где есть постсоветские диаспоры, но там объемы очень невелики). А потому запрет на ее экспорт, с учетом прогнозируемого увеличения урожая, возможно, является не самым важным решением.
А вот украинская пшеница пользуется большим спросом на мировых рынках, и, возможно, правительству стоит ввести ограничение или даже запрет на ее вывоз из страны? Заместитель директора ProAgro Group Мария Колесник считает ограничение экспорта вредным и опасным для экономики шагом. «Надеюсь, (власти) хватит ума этого не делать», — сказала она «Апострофу».
Эксперт напомнила, что правительство подписало меморандум с зернотрейдерами по экспортным объемам. Согласно меморандуму, предельный объем экспорта пшеницы до конца этого маркетингового года составляет 20,2 миллиона тонн. «Меморандум не является ограничением. Это — лишь констатация текущего состояния, и прописанные в нем объемы полностью удовлетворяют рынок», — отметила Колесник.
А что же другие страны? Например, Румыния в начале апреля ввела запрет на экспорт зерновых, а также муки и сахара за пределы Евросоюза на время действия режима чрезвычайной ситуации, введенного в связи с пандемией коронавируса. Правда, менее чем через неделю правительство страны сняло запрет, заявив, что внутренние запасы продовольствия достаточны.
Будем с хлебом
А как на Украине? Хватит ли нам продовольствия, в первую очередь, зерна? По словам Михаила Соколова, если упомянутый меморандум не будет выполняться, то есть если экспорт начнет превышать заложенные в документе нормы, правительство может ввести ограничения.
«Но пока об этом речь не идет, все происходит в рамках меморандума. Более того, даже если все, что указано в меморандуме, будет выполнено по максимуму, у нас останется еще запас примерно на три месяца», — добавил он.
Андрей Передерей, в свою очередь, отметил, что внутреннее потребление зерновых и зернобобовых в Украине сохраняется примерно на одном уровне уже много лет и составляет примерно 22 миллиона тонн в год.
«В 2018 году всего в нашем распоряжении было порядка 64,9 миллиона тонн зерновых и зернобобовых, из которых на внутреннее потребление было направлено 21,9 миллиона тонн. Все остальное — экспорт. Даже, если у нас урожай понизится до уровня 2000 года (было около 25 миллиона тонн — «Апостроф»), при том, что с сегодняшними технологиями урожайность 2 тонны с гектара (которая была в 2000 году) — это крайне мало, мы все равно полностью обеспечим свои потребности», — подчеркнул специалист. С ним согласны все опрошенные изданием эксперты аграрного рынка.
Экс-вице-премьер, президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко рассказал «Апострофу», что одним из худших урожаев был в 2002 году, когда погибло почти 70% пшеницы.
«Потери большие (в нынешнем году), но они не катастрофичны. И они не приведут к дефициту на рынке. Даже если, не дай Бог, повторится ситуация 2002 года, на мировом рынке будет достаточно пшеницы. Понятное дело, что она будет дороже, но все равно не радикально», — сказал Леонид Козаченко.
Риск роста цен на зерно существует. Но нужно учесть, что они не связаны с объемами урожая внутри страны, а только с ценами на международном рынке, отметил Михаил Соколов. «Большой ли урожай у нас, или маленький, — цена определяется на международном рынке. Наша доля на нем небольшая, поэтому мы эту цену не определяем», — подчеркнул Михаил Соколов.
По словам Леонида Козаченко, цены на пшеницу в определенной степени коррелируются с ценами на нефть, поэтому, учитывая нынешнюю ситуацию на рынке сырья, они, скорее всего, просядут, несмотря ни на что.
Касается каждого
Но нынешняя ситуация с урожаем больно бьет по аграриям. Леонид Козаченко рассказал, что постоянно получает информацию от фермеров, которые часто находятся просто в отчаянном положении: «Меня спрашивают, почему в Украине не работает страхование таких рисков (связанных с гибелью урожая), почему государство не помогает фермерам?».
При том, что в других странах, например, в Канаде, где аграрный сектор, в частности, выращивание пшеницы, занимает важное место в экономике, государство оказывает поддержку производителям, и даже спасает страховые компании во времена неурожая, чтобы они не обанкротились.
«И фермер должен всегда получить поддержку в виде страхового платежа, если происходит такая беда, как у нас сейчас», — подчеркнул Леонид Козаченко. Еще одной проблемой, на которую жалуются фермеры, является вопрос кредитования. «Где взять деньги на то, чтобы посеять другие культуры на этих полях, где пропала пшеница, — сою, горох, гречку, сорго, кукурузу. Проблема в том, что нет возможности брать эти кредиты в банках — процесс получения очень сложный. Я уже не говорю о стоимости этих кредитов», — сетует Леонид Козаченко.
Проблемы урожая также угрожают всей экономике страны. «Наряду с увеличением безработицы, резко сократится количество валюты, поступающей в страну. Это нам грозит девальвацией, а уже она грозит тем, что цены вырастут на все. При этом в условиях, когда заложен дефицит бюджета, это особенно опасно, потому что он уже сам по себе может стать фактором инфляции», — резюмировал Михаил Соколов.
В ближайшее время на Украине прогнозируются долгожданные дожди, и это может несколько улучшить ситуацию с посевной, а, значит, и урожай может оказаться лучше, чем предполагалось раньше. Но нужно помнить, что долгосрочный прогноз изменений климата крайне неблагоприятный — миру, в том числе, Украине, грозят засухи, сменяющиеся длительными ливнями, а потому выводы нужно делать уже сейчас, но для этого, как известно, необходимо стратегическое мышление.