23 апреля молдавский парламент ратифицировал подписанное 17 апреля соглашение о выделении Молдавии российского кредита в размере 200 миллионов евро. Эти средства должны были пойти на поддержку бюджета и реализацию инфраструктурных проектов. Согласно документу, кредит предполагалось выплачивать двумя траншами: первый — в период 30 дней после вступления соглашения в силу, второй — не позднее 31 октября 2020 года. Процентная ставка составляет 2% годовых, срок погашения — 10 лет.
Документ гарантирует российским компаниям право участвовать в государственных тендерах на инвестиции в рамках кредита на равных условиях с молдавскими. Он содержит также нечетко сформулированные положения, согласно которым Кишинев обязуется погашать взятые с его согласия в российских банках кредиты зарегистрированных в Молдавии компаний. В тот же день по запросу оппозиционной парламентской группы «Про Молдова», которой руководит близкий соратник Владимира Плахотнюка, молдавский Конституционный суд временно приостановил действие соглашения до того момента, пока не будет проведена проверка его конституционности. Заседание на эту тему он проведет 7 мая.
Комментарий
Решение Конституционного суда стало для президента Игоря Додона неожиданностью. До недавнего времени считалось, что этот орган находится под сильным влиянием правящей Партии социалистов. Возглавлял его бывший депутат от этой силы Владимир Цуркан. Непосредственно перед приостановкой действия кредитного соглашения судьи, однако, вынесли ему вотум недоверия и сместили с должности. Новым председателем КС стала Домника Маноле, которая в 2016 году пошла против интересов Плахтнюка и решила вынести решение в пользу оппозиции, за что лишилась поста.
Нежелание выносить политически мотивированные вердикты, выгодные властям, начало усиливаться в Конституционном суде некоторое время назад, проявлением чего стал вердикт от 13 апреля о несоответствии основному закону пакета антикризисных мер, который ранее приняло правительство.
КС вряд ли отметет кредитное соглашение целиком, однако, велика вероятность того, что часть его положений (в особенности касающихся погашения долговых обязательств молдавских компаний) он признает не соответствующими конституции. Додон уже старается оказать на КС давление, заявляя, что без российских средств с 1 мая в Молдавии прекратится выплата пенсий и зарплат, а также будут сокращены расходы на систему здравоохранения.
Готовность России, которая из-за падения цен на нефть сама оказалась в очень сложном положении, выделить Молдавии большой кредит, свидетельствует о том, что Кремль не планирует отказываться от своих планов в Восточной Европе и старается использовать кризис для укрепления своей позиции относительно ЕС. Благодаря заключению с Кишиневом соглашения в предлагаемой форме Россия сможет достичь двух ключевых целей.
Во-первых, кредит позволит поддержать находящееся под контролем пророссийских социалистов правительство и их фактического лидера президента Додона, который в конце года будет бороться за переизбрание. Полученные финансовые средства дадут возможность смягчить последствия экономического кризиса, связанного с пандемией, и приступить к инфраструктурным инвестициям, что будет способствовать повышению рейтинга действующего главы государства. Более того, эти деньги, если их направят, например, предприятиям, связанным с социалистами, станут дополнительным (неофициальным) источником финансирования его избирательной кампании. Свою роль сыграет то, что второй транш средств Кишинев должен получить практически накануне выборов.
Во-вторых, российский кредит может стать эффективным инструментом, позволяющим усилить зависимость Молдавии от России. Вызывающие больше всего вопросов положения, перекладывающие на молдавское государство ответственность за погашение задолженностей частных компаний, позволит неограниченным образом увеличивать долг Кишинева в отношении Москвы. Это, в свою очередь, может быть использовано для получения контроля над государственным имуществом Молдавии, в частности, объектами энергетической инфраструктуры. Существуют также опасения, что на основе кредитного соглашения обязанность расплачиваться за газовые долги Приднестровья (их размер составляет сейчас почти 7 миллиардов долларов) официально возложат на Кишинев. Сейчас он не признает приднестровский долг государственным.
Решение о выделении Молдавии кредита выписывается в концепцию так называемой коронавирусной дипломатии, которой Россия начала заниматься на фоне пандемии. Москва планомерно старается изобразить ЕС и НАТО неэффективными организациями, которые не в силах помочь своим членам и партнерам в кризисной ситуации. Одновременно россияне разворачивают имиджевую кампанию, стремясь продемонстрировать свою собственную результативность в этой сфере.
В Молдавии, где Россия ведет соперничество с Евросоюзом, такие действия особенно заметны. В конце марта чартерным рейсом из Москвы туда привезли около 10 тысяч тестов на SARS-CoV-2, а 19 апреля в Кишинев прибыл российский самолет Ан-124 с медицинским оборудованием из Китая. Комментируя подписание кредитного соглашения, президент Додон заявил, что это «первая конкретная финансовая помощь», полученная Молдавией от ее заграничных партнеров в ходе нынешнего кризиса. Это был прозрачный намек, адресованный ЕС, который еще не выплатил второй транш макрофинансовой помощи Кишиневу, поскольку тот не выполнил необходимых условий. В целом ему выделили 100 миллионов евро, первый транш в размере 30 миллионов поступил в октябре 2019 года.
Хотя помощь Молдавии сейчас оказывает в основном Евросоюз, молдавское общество получает больше информации о российских действиях: они выглядят более эффектно, о них рассказывают придерживающиеся евроскептической позиции и поддерживающие правящую партию СМИ. 22 апреля Еврокомиссия приняла решение о выделении Кишиневу дополнительных 100 миллионов евро макрофинансовой помощи в рамках своего пакета, предназначенного для борьбы с последствиями пандемии в соседних странах (его объем составляет 3 миллиарда евро). Она также объявила, что перенаправит средства в размере 700 миллионов евро из существующих программ на смягчение общественно-экономических эффектов кризиса в странах «Восточного партнерства». С Молдавией Еврокомиссия подписала соглашение о выделении ей на эти цели 87 миллионов евро. В конце марта ЕС предназначил на оказание кратко- и среднесрочной помощи странам «Восточного партнерства» 140 миллионов евро. Какую часть этой суммы получит Кишинев, пока неизвестно: решение будет принято на основе анализа его текущих потребностей. Эти средства пойдут, в частности, на закупку медицинского оборудования (при посредничестве ВОЗ), гранты для общественных организаций, которые занимаются поддержкой нуждающихся в помощи, а также льготные кредиты для малого и среднего бизнеса.