Десять лет назад Соединенные Штаты и Россия подписали договор СНВ-3, который мы, будучи членами соответствующих правительственных делегаций, помогали согласовывать. С тех пор СНВ-3 играет центральную роль в сохранении мира и предотвращении опасной гонки вооружений между двумя странами, на долю которых приходится 90% ядерного оружия всего мира.
Но сейчас СНВ-3 под угрозой. Если договор не будет продлен, в феврале 2021 года он утратит силу. Прекращение действия СНВ-3 будет иметь серьезные последствия для безопасности Соединенных Штатов, России и всего мира. Мы можем вернуться к ядерному соперничеству и взаимной подозрительности, из-за которых существенно усилятся риски ядерной конфронтации.
Пандемия нового коронавируса должна послужить мощным напоминанием о том, насколько хрупка международная система. Сейчас не время подрывать и ослаблять другие ключевые составляющие этой системы, особенно в ядерной сфере. Продление СНВ-3 продемонстрирует способность мировых держав сотрудничать в целях уменьшения общих угроз. Но если допустить разрушение договора, это станет устрашающим признаком того, насколько опасен сегодня мир.
Золотой стандарт
Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, как он официально именуется, в США называют новым СНВ, потому что он пришел на смену первому Договору о сокращении стратегических наступательный вооружений (СНВ-1), который был подписан между Москвой и Вашингтоном в 1991 году и утратил силу в 2009 году. (Ядерное оружие межконтинентальной дальности и договоры о его ограничении носят название «стратегические», потому что с таким оружием каждая из сторон может создать прямую угрозу существованию другой стороны.) После интенсивных переговоров, которые длились более года, договор СНВ-3 был подписан в апреле 2010-го, и вступил в силу в феврале 2011 года. Он явил собой разумный военно-политический компромисс, соответствующий интересам не только США и России, но и всего мирового сообщества.
За 10 лет действия СНВ-3 стала ясна и понятна та конструктивная роль, которую этот договор играет в сохранении двустороннего ядерного баланса. Итоговый документ, который по праву называют золотым стандартом соглашений по разоружению, пережил все прочие двусторонние соглашения в области контроля вооружений. Сегодня это фактически единственный правовой инструмент, сдерживающий новую гонку стратегических ядерных вооружений.
Предусмотренные соглашением сокращения стратегических наступательных вооружений носят транспарентный и верифицируемый характер. К 2018 году общее количество боезарядов было сокращено на треть, а число средств доставки их к цели, таких как ракеты и бомбардировщики, уменьшилось более чем наполовину. Договором каждой из сторон разрешено иметь до 700 средств доставки и 1 550 боезарядов. Он не запрещает сторонам модернизировать системы стратегических ядерных вооружений, но общее количество не должно превышать согласованные лимиты. Таким образом, поддерживается стратегическое равновесие: ни одна из двух стран не может обладать большим количеством оружия, представляющего непосредственную угрозу государственной территории другой стороны. Соглашение отвечает этой цели, не подрывая потенциал российско-американского ядерного сдерживания в будущем.
СНВ-3 также играет важную роль в усилении взаимной прозрачности и предсказуемости, поскольку мы включили в этот договор принципы равенства и баланса интересов. Режим проверок является взаимным и высокоэффективным. По состоянию на конец мата 2020 года группы российских и американских инспекторов провели 328 проверок на местах, посещая базы баллистических ракет, подводных лодок и бомбардировщиков. Стороны также обменялись 19 815 уведомлениями о состоянии систем вооружений. (Если, например, ракету отправляют на техническое обслуживание, подается уведомление.) Таким образом, каждая из сторон имеет представление об актуальном состоянии стратегических ядерных сил друг друга.
Чтобы иметь возможность проверить эти регулярные уведомления, стороны дважды в год обмениваются полными данными о своих стратегических ядерных силах, подробно излагая, сколько ракет и боезарядов развернуто на конкретные даты. Они также выборочно обмениваются данными телеметрии о пусках ракет. Делается это для того, чтобы обеспечить прозрачность программ ракетных испытаний. А на тот случай, если между Москвой и Вашингтоном возникнут разногласия по вопросам исполнения договора, существует двусторонняя консультативная комиссия, в которую можно обратиться для их разрешения.
В целом СНВ-3 стал важнейшим инструментом укрепления стратегической стабильности и доверия. Он не только служит целям национальной безопасности России и США, но и подает всему миру сигнал о том, что две страны полны решимости укреплять безопасность и мир во всем мире, а также твердо поддерживают жизненно важный международный институт, каким является режим Договора о нераспространении ядерного оружия. Такая поддержка может проложить путь к дальнейшим сокращениям ядерных вооружений в соответствии с обязательствами этих стран по ядерному разоружению согласно статье VI этого договора.
Зловещий сигнал
По условиям СНВ-3 он может быть продлен на срок до пяти лет, до 2026 года. Это легко можно сделать. В США не нужно будет отправлять этот договор в сенат для проведения еще одного процесса ратификации. Российский президент Владимир Путин дал понять, что российская сторона готова продлить СНВ-3 без каких-либо предварительных условий. Ничто не мешает президенту США Дональду Трампу без промедлений объявить то же самое.
Как и любой другой договор, СНВ-3 не может решить всех проблем, связанных со стратегической стабильностью. Но его цель не в этом. Понадобятся другие переговоры, чтобы приспособить режим контроля вооружений к современным военно-политическим и техническим реалиям. Продление СНВ-3 даст время и возможность для проведения таких переговоров.
Если договор СНВ-3 не будет продлен, в 2021 году начнется период непредсказуемости. Что самое важное, стороны будут хуже знать стратегические ядерные арсеналы друг друга, а это быстро приведет к росту дефицита доверия. Чем меньше мы будем знать, тем больше нам придется учитывать негативные сценарии развития событий и проводить соответствующее планирование. Количество ядерных вооружений увеличится, прозрачность и линии связи ослабнут, и в этих условиях возрастет риск случайного применения ядерного оружия, а также шансы на стремительное перерастание кризиса в ядерный конфликт.
Крах СНВ-3 также подаст зловещий сигнал мировому сообществу, страдающему от пандемии. Предсказуемость в военных делах в данный момент имеет особое значение. Будучи самыми сильными в мире ядерными державами, Россия и США полвека возглавляли процесс сдерживания ядерных вооружений и технологий. Сейчас как никогда прежде важно сделать так, чтобы ядерная война, в которой не может быть победителей, никогда не была развязана. Сегодня, когда мир нуждается в силе, уверенности и духе сотрудничества, чтобы оправиться от пандемии, Соединенные Штаты и Россия могут подать пример. И лучший способ донести это послание — продлить действие договора СНВ-3.
Анатолий Антонов — посол Российской Федерации в Соединенных Штатах Америки. В 2016-2017 годах — заместитель министра иностранных дел, в 2011-2016 годах — заместитель министра обороны.
Роуз Геттемюллер — почетный научный сотрудник Института международных исследований имени Фримена Спольи (Freeman Spogli Institute for International Studies) при Стэнфордском университете. В 2016-2019 годах — заместитель генерального секретаря НАТО, до этого — заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности.