Интервью с сотрудником портала «Дифенс 24» Максимилианом Дурой (Maksymilian Dura).
Polska Times: Польское руководство утверждает, что судоходный канал через Балтийскую косу имеет оборонительный характер, объясняя этим важность становящегося все более затратным проекта по его прокладке. Каков, по вашему мнению, оборонный, военный потенциал этой инвестиции?
Максимиллиан Дура: У нее нет никакого потенциала. Канал не станет частью нашей оборонительной системы, не повысит возможности польских вооруженных сил в сфере сдерживания. Я абсолютно не понимаю, как можно говорить о военных аспектах этой инвестиции. Она может даже осложнить процесс обороны этого региона нашей страны. Канал затруднит доступ к польской части косы, непосредственно прилегающей к границе с Россией, где находится инфраструктура пограничной службы. Я также полагаю, что корабли польских ВМФ и торговые суда не станут заходить в Эльблонг. Такой потребности у них не возникнет, ведь рядом находятся порты в Гданьске и Гдыне.
Если даже благодаря появлению канала судоходное движение в Калининградском заливе станет более интенсивным, это, на мой взгляд, станет фактором, осложняющим обнаружение малых российских судов, пересекающих польскую границу.
— Глубина Калининградского залива очень невелика. Когда появится канал, более крупные суда смогут передвигаться только по проложенным фарватерам.
— У россиян есть специальные суда, предназначенные для передвижения на мелководье, например, быстроходные десантно-штурмовые катера проекта 03160 «Раптор». Они используются для высадки диверсионных групп, которые в ходе конфликта могут, например, распространять дезинформацию или провоцировать беспорядки. Есть много возможных сценариев такого рода действий, направленных на создание хаоса.
— У польской пограничной службы в этом регионе есть корабли на воздушной подушке, которые хорошо зарекомендовали себя в таких «лагунах».
— Да, но они предназначены для совершенно других задач, на них не установлено вооружение. Военно-морской флот не располагает кораблями на воздушной подушке, у него вообще нет кораблей, которые можно использовать в водах Калининградского залива, за исключением жестко-надувных лодок. Встает также вопрос, зачем таким кораблям канал?
— В официальных документах, касающихся канала через Балтийскую косу, звучит аргумент об обороне Калининградского залива как части восточных рубежей НАТО.
— Сам залив представляет собой водную преграду. Но, как я говорил, глубины там небольшие, поэтому он не имеет практически никакого смысла в военном плане. Туда не может войти ни один корабль, кроме малых кораблей специального назначения. Если бы россияне планировали на нас напасть, они бы не наносили удар с залива, а, скорее, начали бы наступление по его правому берегу в направлении Эльблонга. Этот залив не играет никакой роли в стратегии безопасности Польши. Разумеется, его следует оборонять, инспектировать и в целом трактовать так же, как Гданьский залив. В условиях конфликта особенно важной станет тема предотвращения проникновения на нашу территорию диверсионных групп. Здесь можно снова задаться вопросом, как нам в этом поможет канал.
— В официальных аналитических выкладках в контексте военного значения канала говорится о переброске водным путем войск 16-й механизированной дивизии через косу и Калининградский залив.
— Куда, откуда? В Эльблонг? С какой целью? Это звучит несерьезно. Просто поразительно, что кто-то такое вообще сочинил. Мы видим каков уровень экспертов, готовивших эти документы. Какой смысл в строительстве военного порта (а такую роль, как подразумевается, будет играть Эльблонг), который россияне смогут, находясь в Балтийске, обстреливать буквально из миномета? Деньги, которые пойдут на эту инвестицию, можно было бы направить на покупку современных вооружений. Сейчас с точки зрения системы обороны они будут выброшены на ветер.
— Строительство канала обойдется в два миллиарда злотых (0,44 миллиарда евро, — прим.пер.).
— Кто-то решил эти деньги потратить. Следует отметить, что это лишь стоимость прокладки канала, а ведь каждый год нужно будет выделять средства на поддержание в судоходном состоянии фарватеров со стороны Гданьского и Калининградского заливов. Наступите на песок у кромки воды на море и посмотрите, как долго там останется ваш след. Это, конечно, не вполне серьезный пример, но, мне кажется, те, кто принимал решение о строительстве, никогда не проводили даже такого эксперимента.