Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нихон кэйдзай (Япония): победить гиподинамию во время вынужденных школьных каникул при помощи игр. Родителям стоит поучиться у детей

© РИА Новости Евгения Новоженина / Перейти в фотобанкЗрители на закрытии фестиваля "Нашествие" в поселке Большое Завидово в Тверской области. 5 августа 2018
Зрители на закрытии фестиваля Нашествие в поселке Большое Завидово в Тверской области. 5 августа 2018
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Карантин — хорошая возможность для того, чтобы побыть вместе со своим ребенком. Но для некоторых родителей это становится настоящим стрессом, и дети это чувствуют, уверяет Кадзухико Накамура. В интервью он дает советы, которые позволят наладить взаимодействие. Родителям есть чему поучиться у детей, считает он.

Что делать детям, школьникам и молодежи в возрасте до 22 лет, а также их семьям с «коронавирусным стрессом», вызванным временными каникулами в школах и самоизоляцией? Третье общение по телефону со специалистом мы проведем с профессором Университета Яманаси Кадзухико Накамура (Kazuhiko Nakamura, 60 лет). Он уверен, что различные движения во время игр жизненно необходимы для развития умственных и физических способностей детей. Профессор даже разработал «36 движений» для развития тела. Также он поставил танец на популярную у детей песенку «Паприка». 

—  Как влияют длительные каникулы в школах и садах на детей? 

— Моя специальность — движение и физкультура, но первое, что меня беспокоит, — это душа. Она важнее отсталости в области приобретения знаний или упадка физических сил. У детей, как и взрослых, есть стрессы и беспокойство. Взрослые должны относиться к этому серьезно и реагировать соответствующим образом.

—  Беспокоиться о снижении двигательных функций не стоит?

— Если временные каникулы затянутся на полгода, то надо будет принимать меры, однако на данном этапе не нужно беспокоиться сверх меры. Для здоровья важна последовательность из четырех привычек: умеренное движение, сбалансированная еда, достаточный сон и экскреция. Нельзя уделять внимание только движению. Правильная последовательность снижает стресс и повышает иммунитет. Это касается и взрослых. 

—  Каковы особенности домашней подвижности?

— Не нужно относиться к движению как к спорту или тренировкам. Важно понять, что интересно просто задействовать тело. Лучший способ поднять радость от этого — это совместные игры или развлечения. Например, танцевать под музыку намного веселее со своими братьями и сестрами или родителями. Детям интересно, когда движения всех участников синхронизируются. Танец «Паприка» включает 20 из основных движений, необходимых для умелого балансирования или плавного передвижения. 

В танец «Гориллы и панды для победы над коронавирусом», который в апреле появился на телевидении Яманаси и видео хостингах, я включил 14 движений. Танец длится всего полторы минуты, но он быстрый, поэтому хорошо подходит для зарядки. 

—  Что делать родителям, которые не ведут подвижный образ жизни? 

— Им нужно попробовать танцевать вместе. Не стоит беспокоиться, что, если не получится хорошо станцевать, можно потерять авторитет. Дети даже не думают о том, что родители могут хорошо танцевать. Наоборот, они могут научить родителей. Главную роль играют не дети: они помогают родителям сыграть главную роль. Детям интересно, когда роли меняются. 

В последнее время увеличилось число родителей, которые не проверяют домашние задания детей. В основном по причине того, что они не могут решить задачу. Тем не менее дети радуются, когда мама или папа делает с ними домашнее задание. Можно сказать: «Я не могу решить эту задачу, а ты?» Если постоянно уходить от этого, ребенок, действительно, засомневается, что вы можете решать задачи. 

 Что делать детям, которые обожают игры?

—  Как заставить двигаться детей, которые постоянно играют в видео игры? 

— Видеоигры — это не значит плохо. Я думаю, что поскольку у детей небольшой опыт развлечений, они не понимают, что двигаться, на самом деле, интересно. Весело самим делать какие-нибудь игрушки и играть в них с друзьями. Это лучше, чем заставлять ребенка или действовать по кем-то разработанной программе. 

Например, можно скомкать газету, обернуть фольгой и получится мяч. Также можно сделать некое подобие биты или меча. Так получаются игрушки, с которыми приходится много двигаться. При этом, если они попадут по какой-то части тела, больно не будет. Если не удается сделать или игрушка ломается, дети пытаются улучшить вещь. Такое надо ценить. Дело в том, что интереснее играть не в покупные игрушки, а в те, которые сделал сам. 

—  Важно ли хвалить? 

— Перехваливать не стоит, надо реагировать на то, что делает ребенок. Что-то будет не получаться, но это игра, поэтому можно ошибаться. Интересно, когда что-то начинает постепенно получаться. Суть процесса именно в этом. 

Если двигаться, появляется аппетит, сон также становится крепким. Дети запоминают это благодаря движению. Если взрослые будут помогать советами, настроится хороший ритм жизни. Если дети привыкнут рано ложиться спать и рано вставать, а также спать днем, родителям будет проще обеспечить свое собственное время. 

—  Как вы относитесь к онлайн-обучению, если каникулы затянутся? 

— Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий в настоящее время реализует идею GIGASchool: обеспечить каждого ребенка или ученика гаджетом. Если бы это было сделано пять лет назад, сейчас ситуация была бы иная в хорошем смысле. Эффективно, когда возможно двухстороннее онлайн-обучение, однако сейчас такое есть только в некоторых школах. Есть даже семьи, у которых нет интернета. Сейчас на это не стоит слишком надеяться. 

Преподаватели думают над тем, как покрыть отставание в обучении. Они готовят задания по каждому предмету, а также активно разрабатывают проекты, чтобы следить за каждым учеником. Нет такой школы, которая бы ничего не делала. Я думаю, на них можно положиться. Школьники спрашивают непонятные задания у преподавателей по телефону; учителя интересуются жизнью учеников. Важно вместе продумывать метод обучения, который бы подошел конкретному ученику. 

—  Чему особенно стоит уделять внимание в отношениях родителей и детей?

— Я удивился, когда по телевизору мать в присутствии ребенка сказала, что у нее накапливается стресс из-за того, что она теперь больше проводит времени с ребенком. Мне не забыть каменного лица того ребенка. Скорее всего, он не хочет верить, что матери сложно находиться с ним вместе. Время с детьми, наоборот, должно снимать стресс, однако сейчас превалирует подход «воспитание ребенка = стресс». 

Слабость взрослых в том, что они забывают, что когда-то тоже были детьми, и не думают о волнениях и трудностях детей. Взрослым нужно вспомнить, какие слова и игры делали их в детстве счастливыми. Ведь, в эти игры интересно играть вместе с детьми и сейчас. Чем больше проводишь времени с ребенком, тем больше можно сделать. Благодаря этому получаешь шанс обратить внимание на многие вещи. Сейчас сложная обстановка, но надо ценить это время, когда родители и дети стали находиться вместе дольше. 

Кадзухико Накамура — родился в 1960 году в префектуре Яманаси. Окончил педагогический факультет Университета Яманаси и физкультурно-исследовательское отделение аспирантуры Цукубского университета. В 2011 году стал профессором Университета Яманаси, в 2016 году возглавил педагогический факультет этого университета. В 2017 году стал членом Спортивно-оздоровительного общества при министерстве спорта. Поставил танец «Паприка», а также зарядку «Бумба-бом!» для программы NHK «Вместе с мамой».