Инструмент для демонстрации легитимности
7 мая исполнится 20 лет со дня первой инаугурации Владимира Путина. Распространение нового коронавируса постепенно загоняет его в тупик. И референдум о поправках в Конституцию, запланированный на 22 апреля, и военный парад, который должен был пройти в День Победы над Германией 9 мая, пришлось отложить.
Эпидемия, стремительно распространившаяся в апреле, еще не дошла до своего пика. Тем не менее как только коронавирусный хаос немного успокоится, скорее всего, сразу же будет определена дата референдума. Действующий срок полномочий президента Путина истекает в 2024 году. Если поправки в Конституцию будут приняты, глава России сможет баллотироваться на пятый срок, однако смысл референдума не только в этом.
С третьего срока после финансового кризиса 2008 года экономический рост составлял максимум 2%. В 2014 году был аннексирован украинский Крым, и в России вспыхнули патриотические чувства, однако США и ЕС ввели санкции, поэтому реальные доходы россиян продолжают сокращаться.
Из-за повышения пенсионного возраста два года назад рейтинг Путина упал с 80% до 60%. Российский лидер оказался перед необходимостью реанимировать систему. Поэтому и проводится референдум, который не нужен для внесения поправок в Конституцию.
Стабильность в России поддерживается при участии Путина, который корректирует интересы армии, правоохранительных органов, экономических чиновников и олигархов. Эта структура зиждется на абсолютном доверии народа. Между тем на президентских выборах нет честной конкуренции. Политических врагов устраняют, а у других кандидатов вообще нет шансов победить на выборах.
И выборы, и референдум — это вотум доверия Путину. Они нужны лишь для того, чтобы показать всем легитимность власти.
После распада СССР Россия стремилась к партийной политике, несмотря на столкновение интересов политиков и олигархов. Администрация Путина использовала выборы, являющиеся основой демократии, и перешла к авторитаризму. Во время первого срока правящая партия стала гипертрофированной. Стерлись границы между властью, парламентом и судом. Это стало возможным благодаря поддержке народа, обеспеченной экономическим ростом, вызванным ростом цен на нефть, и памятью о смуте 1990-х годов.
Другие страны также на волне авторитаризма
Тем не менее в последние годы власти идут на крайние меры, чтобы искусственно поднять рейтинг.
В ходе украинского кризиса стимулировались накопившееся за долгие годы чувство неполноценности народа, который воспринимал себя как проигравшего в холодной войне. В ходе президентских выборов 2018 года удалось добиться рекордного рейтинга на фоне экономического застоя благодаря полной мобилизации административных ресурсов и СМИ, а также общественному воздействию: «Необходимо голосовать за Путина, чтобы противостоять Западу, который проводит в отношении России политику сдерживания».
В нынешний проект поправок к Конституции была включена поддержка воспитания детей и другие популистские пункты, а также патриотические статьи. «Путин изолировал общественное мнение в России от остального мира», — отмечает руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон.
В других странах авторитаризм, использующий по максимуму выборы и другие демократические процедуры, также расшатывает фундамент демократии на фоне затянувшегося нахождения Путина у власти.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще в 2000 годах выигрывал в парламенте, будучи премьер-министром. В 2014 году он стал президентом и сконцентрировал власть в своих руках за счет поправок в Конституцию. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, начиная с 2010 года, трижды одерживал уверенную победу на парламентских выборах. Он провозгласил «нелиберальную демократию» и поставил под угрозу независимость судов и СМИ.
На фоне проблемы беженцев и эпидемии нового коронавируса единство ЕС пошатнулось во многом из-за слаженных действий Польши и Венгрии, которые взяли курс на авторитаризм.
Кроме того, после аннексии Крыма Россия вмешалась в выборы американского президента в 2016 году, а также начала сотрудничать с правыми популистскими силами в Европе. Так она расшатывала различные страны.
Заключившие соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией» «Австрийская партия свободы» и итальянская «Лига Севера» одно время входили во власть. Российские государственные СМИ, у которых есть офисы в различных странах и которые помогают популистским силам на родном языке, беспокоят местные власти.
Европейские популисты, которые атакуют традиционных политиков и элиту, позиционируя их в качестве привилегированных классов, и Путин, объединяющий привилегированные классы России, находятся в разных положениях. Тем не менее их объединяет то, что они воспринимают «поддержку людей» как абсолютное мерило и преуменьшают идею разделения власти.
В ходе прошлогоднего интервью британской Financial Times Путин подчеркнул, что либерализм противоречит интересам большинства людей. Связь с европейскими популистами — это изнанка мер по укреплению поддержки в России.
Япония первой пошла на сближение
В результате украинского кризиса западные страны изгнали Россию из «Большой восьмерки» и потребовали прекратить нарушать мировой порядок. Тем не менее сейчас из-за поверхностного отношения администрации Трампа к союзу антироссийская коалиция развалилась.
Премьер-министр Италии Джузеппе Конте настаивает на отмене санкций ЕС против России. В июне прошлого года Совет Европы, в который входят 47 стран, выступающих за права человека, восстановил право голоса России по инициативе Франции, несмотря на полное отсутствие подвижек по украинской проблеме.
Правительства европейских стран ничего не могут поделать с растущим социальным расслоением. Им приходится принимать зацикленную на внутренней ситуации политику, на которой настаивают популисты. Экономические связи с поставщиком энергоресурсов — Россией — крепки, и когда нарушается согласованность, на первый план выходят собственные интересы.
Япония была первой, кто пошел на послабления в отношении Кремля. С одной стороны, премьер-министр Японии Синдзо Абэ действует согласованно в области антироссийских санкций, с другой, — развивает переговоры по мирному договору, полагаясь на личные отношения с Путиным. Тем не менее у главы России, который печется только об общественном мнении внутри страны, не было никакой возможности сдвинуть территориальную проблему с мертвой точки.
Из-за пандемии covid-19 и обвала цен на нефть перспективы администрации Путина становятся все более туманными. Если россияне еще больше отстранятся от власти, есть опасность дальнейшего усиления авторитаризма в попытке сдержать эти течения.