Глава болгарской дипломатии Екатерина Захарьева обещала российскому МИД урегулировать юридический статус советских монументов и памятников на территории Болгарии. Эта тема приобрела для российской стороны особую актуальность накануне 75-й годовщины окончания Второй мировой войны.
Пока сложно сказать, как будет в деталях выглядеть выполнение обещания Захарьевой. Некоторые болгарские СМИ выражают недоумение по поводу этого «политического заигрывания», другие, в свою очередь, обращают внимание на подписанный 7 апреля Владимиром Путиным новый закон, вводящий изменения в уголовный кодекс. РФ наделила себя правом преследовать и карать тех, кто за ее границами уничтожает или оскверняет монументы бойцам Красной армии или их захоронения.
Поправка предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Болгары говорят, что на них она не распространяется, поскольку во время Второй мировой войны на болгарской территории не погибло ни одного советского военного, «воевавшего, защищая Отечество». Если, конечно, кто-то не считает такими событиями то, что произошло осенью 1944 года в Бургасе. В этом черноморском городе до сих пор стоит памятник 42 советским воинам. При каких обстоятельствах они погибли? В местном военном гарнизоне 190 солдат… отравились метиловым спиртом. 42 умерли, многие ослепли. Однако в 2020 году на памятнике в Бургасе прочесть об этом не удастся. Болгары видят только гранитный пьедестал со стандартной для эпохи его возведения надписью «Слава освободителям…»
Основной камень преткновения в российско-болгарском конфликте вокруг памятников — это два масштабных монумента Красной армии (их называют «памятниками освободителям») в самом центре Софии. Большинству жителей болгарской столицы сложно понять, о каких освободителях идет речь, раз фашистская Германия никогда не нападала на Болгарию (царь Борис III долго поддерживал с Берлином отличные отношения), так что СССР не от чего и некого было освобождать.
С 1990 года регулярно назывались очередные даты сноса вышеупомянутых монументов, но дальше этого дело не заходило. Многие болгары с завистью смотрят на Варшаву. Польская столица, попрощавшаяся с большим количеством советских символов, выглядит для них настоящим образцом для подражания. Такие же процессы, как в Польше, могли бы идти также в Болгарии, тем более что с 1992 года действует распоряжение городского совета Софии, согласно которому памятники в ее центре следует демонтировать, поскольку это пропагандирующие коммунизм объекты. Распоряжение не утратило силу, но монументы продолжают стоять, лишь время от времени становясь жертвой творческих порывов молодежи, вооруженной баллончиками с краской.
Как сообщает «Дойче Велле», советские памятники в Софии и нескольких других городах Болгарии никто не трогает по двум причинам: этому способствуют как действия российских политиков, так и болгарских представителей их интересов. В таких людях не было недостатка при прежнем режиме, есть они и сейчас, хотя в гербе страны вместо серпа и молота появилась корона.
Та же самая министр Захарьева, которая не хочет огорчать Москву сносом советских памятников, обещала россиянам, что до конца года завершится строительство газопровода «Балканский поток». Это часть стратегического «Турецкого потока» на болгарском отрезке, по которому газ из России пойдет в Центральную Европу. Изначально «Балканский поток» планировалось достроить к 1 января этого года, потом говорилось об июне, а сейчас успехом будет даже конец 2020. План удастся реализовать, если российский подрядчик ускорит работы на сухопутной болгарской нитке газопровода. Владимир Путин уже не раз критиковал Болгарию за возникавшие проволочки и не поддававшиеся объяснению административные проблемы с реализацией проекта.
По новому газопроводу в Болгарию будет поступать примерно 18 миллиардов кубометров газа в год, из них 11 миллиардов кубометров направят далее через Сербию в Венгрию и Австрию. Стоимость строительства составит 1,1 миллиарда евро, а большую часть средств предоставит саудовский консорциум, который взамен получит поступления от транзитных сборов за 10 лет.
Пока личным контактам представителей России и Болгарии мешает пандемия коронавируса. Недавно пришлось отменить визит министра Лаврова, однако, он состоится, как только снимут действующие ограничения. Памятники советским воинам и газопровод, строительства которого добиваются россияне, это, однако, не единственные сферы, в которых София и Москва идут на сближение.
Другие примеры того, что старая дружба не ржавеет, мы видим еще в одной области жизни, хотя сейчас ее (остается надеяться, только временно) заморозил коронавирус. Как заявляет болгарское руководство, в этом году сезон на черноморской ривьере начнется несколько позже, чем обычно, 1 июля. А уж если он начнется, то по полной. Об этом прекрасно знают российские специалисты по туризму в бывших «братских странах».
Самые лучшие песчаные пляжи на болгарском побережье находятся в том месте, где в Черное море впадает река Камчия. Однако болгары (как взрослые, так и дети) доступа к этому райскому уголку уже не получат. В последние годы стоящий на самом берегу комплекс «Радуга», в которой входит участок пляжа и леса, сменил несколько владельцев. В основном это были россияне. Владельцы объекта отличались бесхозяйственностью и не платили местные налоги. В конце декабря прошлого года Кремль решил, что в дело нужно вмешаться, и на комплекс «наложили государственную лапу». Вопросом «Радуги» занимался Совет безопасности РФ, в заседании которого принимали участие как министр иностранных дел Лавров, так и президент Путин.
Было решено, что «Радугу» превратят в так называемый губернаторский молодежный лагерь, который будет финансироваться из российского бюджета. Комплекс модернизируют и расширят. Как сообщают некоторые болгарские и большинство западных СМИ, это будет «культурно-гуманитарный центр, служащий продвижению интересов России и распространению ее влияний в Европе».
Планируется что российская «Радуга» будет работать на тех же (правда, несколько осовремененных) принципах, что ставший легендарным в советские годы «Артек» в Крыму. В лагере на полуострове, как сообщает Би-би-си, отдыхают, в частности, дети сирийского президента Башара Асада. В 2020 году Россия хочет открыть девять таких «Артеков»: семь на российской территории, один в Монголии и один, самый современный, в Болгарии.
Раз Россия этого хочет, своего она добьется. Между тем у входящей в Евросоюз Болгарии и ее жителей добровольный отказ от части побережья вызывает все меньше эмоций.