Три чиновника чешской столицы, в том числе и ее мэр, оказались за последние несколько недель под защитой полиции из-за российских угроз. «Все началось на Пасху, когда я получил весомые сведения от полиции, — говорит „Монд" мэр Зденек Гржиб. — У меня нет права комментировать их, но уверяю вас, что полиция просто так не помещает людей под защиту». Он отказывается подтверждать, что эти угрозы стали результатом его решения переименовать площадь, на которую выходит российское посольство, в честь убитого в феврале 2015 года оппозиционера Бориса Немцова.
В отношениях России и Чехии возник дипломатический кризис с тех пор, как администрация Праги переименовала площадь, а затем, в апреле, демонтировала памятник маршалу Красной армии Ивану Коневу в шестом районе. Освободитель Праги в 1945 году несет ответственность за подавление восстания в Будапеште в 1956 году. После этого шага главу округа Ондржея Коларжа тоже поместили под защиту полиции.
Ироничная реакция Кремля
26 апреля издание «Респект» пошло еще дальше и заявило, что чешская разведка установила три недели назад прибытие в пражский аэропорт российского агента с чемоданом, в котором был смертельный яд. Этот агент якобы получил машину в российском посольстве и был немедленно обозначен как угроза для пражских чиновников. Ни один представитель чешских властей не подтвердил эту теорию. Коларж в свою очередь говорит, что не может давать комментарии, поскольку подписал соглашение о неразглашении с полицией.
В Москве эти обвинения вызывают то возмущение, то насмешки. Официальный представитель МИДа назвала все провокацией на грани бреда. Пресс-секретарь президента охарактеризовал это как утку.
Журналист агентства РИА «Новости» в свою очередь утверждает, что СМИ зарабатывают деньги на историях о кремлевских убийцах, тогда как спецслужбы демонстрируют тем самым, что не зря едят хлеб и реагируют на все угрозы. Обвинения чехов он списал на проявление «русофобии».
Скептицизм проявили не только российские государственные СМИ. «Гржиб и Коларж, без сомнения, разгневали Москву, — пишет эксперт по российским спецслужбам Марк Галеотти из „Moscow Times". — Как бы то ни было, сложно всерьез воспринимать теорию, которая опирается на полученные за деньги сведения от анонимного источника».
Автор вышеупомянутой статьи в «Респект» Ондржей Кундра не отступается от озвученных сведений, но заявляет «Монд», что «точно не ясно, было ли целью того агента устранение, или же он просто должен был донести послание».