Хотя из-за пандемии Covid-19 все в мире практически замерло и остановилось, внешнеполитические проблемы Америки никуда не исчезли. Наоборот, многие становятся гораздо серьезнее, поскольку диктаторы по всему миру идут напролом, вынашивая свои опасные планы.
В качестве примера можно привести махинации России, которыми Россия в последнее время занимается в Сирии. Решение Кремля в 2015 году вступить в гражданскую войну в Сирии на стороне диктатора Башара Асада было основано на «доктрине Путина». Доктрина эта была изложена президентом России в 2008 году, и ее главной целью является ослабление влияния США во всем мире и при этом повышение статуса России в регионе и ее способности демонстрировать силу и осуществлять военное присутствие. Последовавшее за этим вторжение России стало ярким примером сочетания царского империализма с советским экспансионизмом: хотя сирийское баасистское государство не граничит с бывшей советской империей, на протяжении нескольких десятков лет холодной войны оно являлось крайне важной составляющей стратегии Советского Союза — а сегодня и стратегии России.
Сегодня в Сирии, по приблизительным оценкам, задействованы около пяти тысяч российских военнослужащих, в основном, это военные советники, отряды специального назначения и личный состав, обеспечивающий авиационную поддержку. Россия продолжает снабжать Асада оружием и оказывает сирийскому диктатору столь необходимую ему дипломатическую поддержку на международной арене. Удары, наносимые российской авиацией, которые являются важнейшей составляющей сохранения режима Асада, направлены главным образом против повстанческих сил, воюющих с Асадом, а не против ИГИЛ.
Кроме того, эти неизбирательные авиаудары наносились по сирийским мирным жителям. По данным Сирийской организации по правам человека (Syrian Network for Human Rights), общее число погибших в Сирии мирных жителей за период с марта 2011 года составило 226 247 погибли по вине русских. По другим оценкам, это число приближается к 8400. Кроме того, ООН обвинила Россию в совершении военных преступлений, поскольку Москва наносит неизбирательные авиаудары по мирным жителям, из-за чего население пребывает в страхе, и многие сирийцы вынуждены покидать свои дома.
Однако Москва извлекла уроки из своих прошлых военных ошибок. В отличие от практики СССР в Афганистане в 1980-х годах, Россия уже не демонстрирует такой готовности участвовать в боевых действиях в Сирии и ведет себя более сдержанно и осмотрительно. Российское правительство отдает приоритет использованию тактики, позволяющей российским войскам находиться вне досягаемости (например, авиаударам), и привлечению к участию в болевых действиях военных наемников. Результаты говорят сами за себя: по состоянию на весну прошлого года Кремль официально подтвердил гибель лишь 116 россиян.
При этом Россия сделала ставку на укрепление своего военного плацдарма в Сирии. Она усилила свое военно-морское присутствие в южном портовом городе Тартусе, построила авиабазу в Хмеймиме и создала военные лагеря в других районах страны. Что касается этих объектов, то Москве удалось добиться подписания долгосрочных соглашений об аренде без указания срока действия с правительством Асада, которое остается слабым и стремится к тому, чтобы Россия оставалась в стране и обеспечивала безопасность и защиту.
В экономическом плане Россия умело воспользовалась нестабильной ситуацией в Сирии. Российская инжиниринговая и строительная компания «Стройтрансгаз», работающая в нефтегазовой отрасли (против которой Министерство финансов США ввела санкции), занимает господствующее положение в сирийском энергетическом секторе, разрабатывая газовые месторождения, доходы от которых идут на финансирование кровавого режима Асада. Компания заключила контракты на разработку углеводородов в восточной Сирии, завершение строительства трубопроводов, связывающих Сирию с Иорданией, строительство нескольких газоперерабатывающих заводов, а также пользуется правом наибольшего благоприятствования со стороны режима Асада.
Эти действия, а также постоянное присутствие России в Сирии представляют угрозу американским интересам. Они способствуют ослаблению внешней политики США на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Они позволили Кремлю вновь стать серьезным игроком в региональной политике и вновь оказывать существенное влияние на политическую обстановку на Ближнем Востоке, подстраивая ее «под себя». Кроме того, они способствуют укреплению давних связей России с Ираном, который также помогает Сирии и который администрация Трампа по-прежнему стремиться изолировать и сдерживать. Таким образом, махинации Москвы следует понимать такими, как они есть — как серьезную проблему национальной безопасности для Соединенных Штатов. И Вашингтону следует так к ним и относиться.