Стоило Германии подтвердить завершение строительства совместного с РФ газопровода «Северный поток — 2», президент Польши Анджей Дуда сообщил о начале строительства газопровода Baltic Pipe, который должен связать месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию и через который Польша может стать одним из гарантов энергетической безопасности Украины.
Причина такого заявления в том, что Baltic Pipe — это не альтернатива СП-2, это альтернатива российской ветке Ямал-Европа, которая шла через Польшу и от использования которой Польша ранее отказалась. То есть польская сторона заявила, что не собирается продолжать контракт по поставкам, который был у нее с Газпромом.
Другими словами, Baltic Pipe, так же, как и построение терминала по приему сжиженного природного газа из США в Свиноустье, увеличение объемов добычи собственного газа, построение интерконнекторов с соседними странами, уменьшение газосодержания экономики — это шаги, которые были приняты несколькими правительствами Польши независимо от их политической окраски для того, чтобы повысить собственную энергетическую безопасность.
Польша полностью выполнила свой план, чтобы встать в позу перед Газпромом и отказаться от его услуг, тогда как Украина подписала очень выгодное соглашение о продлении транзита, поскольку сейчас на Украине физических возможностей из других источников, кроме как получения газа из транзитной трубы, недостаточно — они на уровне 7,5 миллиарда кубометров в год, тогда как потребности Украины в импорте составляют около 10-11 миллиардов. Нам неоткуда где взять эти 3-4 миллиарда кубометров, кроме как из транзитной трубы, и эту нехватку никто до сих пор не покрыл и не собирается, потому что Нафтогаз считает такие проекты убыточными.
К сожалению, сейчас возможности Польши по поставкам газа на территорию Украины ограничены — с польского направления может поставляться около 2 миллиардов кубов газа, тогда как Украина с этого направления готова принять около 6,5 миллиарда. Но пока Нафтогаз не считает построение дополнительного интерконнектора Украина-Польша прибыльным, мы не сможем воспользоваться предложением Польши.
И поскольку государство на это никак не реагирует и в дальнейшем не сочтет целесообразным увеличение объемов поставок газа, в том числе — с польского направления, все планы по обеспечению собственной энергетически безопасности Украины остаются лишь на бумаге.
Геннадий Рябцев, директор специальных проектов научно-технического центра Психея, эксперт по вопросам государственной политики в топливно-энергетическом комплексе