Доцент д-р Александр Сивилов — специалист по современной истории. В сферу его профессиональных интересов входят международные отношения в XX веке, история СССР, Латинской Америки, США и стран Восточной Азии. Его основные публикации связаны с внешней политикой СССР. Он специализировался в Университете Лойола в Чикаго, в Университете Мэйдзи в Токио и в Московском государственном университете. Работал с дипломатическими архивами США, России и Японии, а также с архивами Коммунистического Интернационала. Преподает на историческом факультете Софийского университета.
Дума: Доктор Сивилов, 9 мая — памятная дата для всего мира, но попытки исказить историческую правду и приуменьшить роль СССР в развитии и окончании Второй мировой войны не прекращаются. Доходит даже до того, что утверждают, будто бы СССР играл чуть ли не второстепенную роль, и основная заслуга якобы принадлежит его западным союзникам. Как бы вы прокомментировали все это?
Александр Сивилов: 9 мая 1945 года — одна из самых важных дат в нашей современной истории. Несмотря на то, что в этот день Вторая мировая война закончилась только в Европе, он стал отправной точкой послевоенного мира. Вот почему эта дата оказалась самой политизированной. После нее стало возможным проведение новой крупной конференции союзников в немецком городе Постдаме. Там была создана политические и институциональные рамки, в которых мы в значительной степени живем и сегодня.
Прежде чем подойти к 9 мая, произошло множество событий. В ноябре и декабре 1941 года вермахт впервые потерпел поражение. Гитлеровским войскам не удалось преодолеть оборону Москвы. Сегодня об этом раннем этапе войны слагают больше всего легенд. Говорят, что немцев победила русская зима, что они утонули в непроходимой грязи, но правда в том, что они были побеждены Красной Армией под руководством советских маршалов, таких как Георгий Жуков и Александр Василевский. Ключевую роль в победе сыграла также Коммунистическая партия, возглавляемая в то время Иосифом Сталиным.
Сегодня мало кто понимает, что в этом глобальном конфликте есть противопоставление промышленности всей Европы, объединенной под властью германского рейха, и вновь созданных заводов СССР. Мы все знаем, кто победил. Это не случилось бы без индустриализации и всех других социальных процессов, через которые проходило советское общество. Сегодня один из главных аспектов Второй мировой войны потерян: тогда столкнулись две политические и экономические системы. Советский Союз предложил альтернативу — социализм и плановая экономика, а Германия пыталась преобразить капитализм, дорабатывая его.
Таким образом, в конце концов, возникло идейное столкновение, которое будет продолжаться и после войны, но с другим центром. Вот почему сегодня местом СССР в победе пренебрегают. Это означает признание того факта, что на протяжении всей истории существует политическая альтернатива существующему порядку. Сегодня неудобно искать положительные примеры социализма и коммунизма. Таким образом, мы доходим до переписывания истории, в которой победителями нацизма являются только либеральная демократия и западный мир.
— Трудно не заметить разное отношение к памятникам войны в странах Западной и Восточной Европы. Польша известна своей русофобией, несколько недель назад мы стали свидетелями скандала между Чехией и Россией также из-за демонтажа советского памятника. Разыгрался даже шпионский триллер с попыткой отравления. В Германии, Австрии и Франции такой истерии нет, памятники там не сносят. Как вы объясните эту разницу?
— Проблема русофобии в Восточной Европе четко исторически определена. Здесь, прежде всего, идет речь о накопленном опыте, связанном с имперским периодом российской истории. Вот почему Польша и страны Прибалтики сегодня становятся флагманами в борьбе и сдерживании России. Как говорила бабушка моего друга с польскими корнями: «Бедная наша Польша, она всегда будет зажата между немецким орлом и русским медведем».
Эта судьба не распространяется на все страны. Наша страна была восстановлена после одной из войн Российской империи, и, несмотря на попытки Санкт-Петербурга удержать нас на своей орбите, Третье болгарское царство воевало с Россией и СССР. Однако это настроение болгарской элиты того времени. У нее были немецкие корни, что и определило ее позиции. Отношение простых людей отличалось. Это понял даже царь Борис III, упорно отказывавшийся посылать войска на Восточный фронт против Красной Армии. Он делал это не потому, что не хотел, а потому что боялся реакции населения.
— А Чехия? Именно СССР выступил против Мюнхенского соглашения Запада о разделе Чехословакии…
— С Чехией другая ситуация. Долгое время она, как и болгарское общество, разделяла схожую русофилию. Подавление Пражской весны в 1968 года изменило ситуацию. На данный момент существуют антисоветские настроения, и их часто путают с антироссийскими. Это большая ошибка. Российская имперская политика и советская интервенция в Восточной Европе радикально отличаются, но политики здесь воспринимают их одинаково — просто как иностранную интервенцию.
Если говорить о сегодняшней ситуации, то это вызвано новой оппозицией, которая началась после 2008 года. К сожалению, мы снова видим ужасное упрощение восприятия и интерпретации истории. Советская память автоматически смешивается с сегодняшней российской государственностью. От советских времен Владимир Путин использует только символ 9 мая, потому что он объединяет все постсоветское пространство. Это не значит, что сегодня «советский» и «коммунистический» равно «русский». Напротив, сегодняшняя Россия является частью капиталистического мира, частью современной глобальной экономики и ищет свои неоимперские амбиции, у которых нет ничего общего с идеями Ленина или Маркса.
Западная элита теперь применяет безумную идею, разработанную Ханной Арендт в 1946 году, о том, что социалистическое и нацистское правление одинаковы и тоталитарны. В научных кругах эта композиция давно уничтожена, но среди политиков и публицистов она используется повсеместно. Важно, что если мы вернемся к периоду Второй мировой войны и сразу после нее, тогда никому не приходило в голову оспаривать место СССР или приравнивать коммунизм к нацизму. Это довольно показательно.
— Болгарская «мода» портить памятники, связанные со Второй мировой войной и с Россией. Некоторые даже высказываются, что хотят демонтировать памятник Советской армии. Однако мне кажется, что в нашей стране это уже пройденный этап — я имею в виду, что большинство болгар ясно показывают свое отношение к истории и к сегодняшней России. Это так?
— На данный момент вопрос памятника Советской Армии закрыт только по институциональным и юридическим причинам. Болгарское общество становится все более уязвимым для пропаганды в том или ином направлении. Нынешняя молодежь чаще читает о современной российской политике, которая стремится вернуться к глобальному влиянию России и отвечает новым стремлениям к гегемонии. Из-за этого большинству из них Россия не нравится, а перемотка ленты времени в социалистическое правление до 1989 г. и западная пропаганда после смогли оставить от советской истории только негативные примеры. Боюсь, традиционное русофильство в Болгарии исчезает, и российское государство ничего не делает для поддержания позитивного отношения болгар к нему. Для большей части укоренившейся внешней бюрократии важно поддерживать только экономические интересы Москвы. Они не понимают, что, когда они потеряют сердца болгар, будет трудно купить кого-то только за деньги.
— Насколько успешны попытки изменить историю, ликвидировать события, связанные с антифашизмом в нашей стране, и место Болгарии во время Второй мировой войны?
— Для меня это одна из самых болезненных тем. Это не первый раз, когда историю переиначивают. В социалистический период учебники были написаны крайне односторонне. Сегодня они написаны с противоположным знаком. В школе моей дочери вообще не упоминают об антифашистском сопротивлении в Болгарии. Мне пришлось рассказывать ей все самому. Остальные дети получат только «официальную» картину. В большинстве учебников она ужасно искажена. Отрицание коммунизма и социализма как политических идей и их замена на социал-демократию практически сделали самоотверженность тех тысяч болгар, сражавшихся и умерших за свой идеал, бессмысленной. Многие из них даже не были коммунистами. Быть коммунистом сегодня недопустимо именно из-за постулатов, о которых мы уже говорили. О какой антифашистской борьбе может идти речь, если мы признаем, что коммунизм и нацизм — это одно и то же? Неудобно как-то получается, правда? За что же тогда боролись эти люди, если Болгария 30-х годов была идеальной? В истории главное — представить нам разные точки зрения и привести примеры, потому что когда истина становится единым целым, это означает, что мы живем в условиях диктатуры, даже если они говорят нам, насколько мы свободны.