Соединенные Штаты вряд ли продлят новый договор СНВ с Россией к моменту истечения его срока действия в следующем году, если Китай не будет участвовать в сделке. Об этом предупредил новый представитель администрации Дональда Трампа в сфере контроля над вооружениями.
В своем эксклюзивном интервью Маршалл Биллингсли (Marshall Billingslea), чиновник-ветеран, назначенный на пост представителя главы Белого дома в сфере контроля над вооружениями в апреле, отметил, что прежде, чем Москва начнет думать о каком-либо продлении 10-летнего договора, она должна «пригласить Китай за стол переговоров».
«Один из основных недостатков нового договора СНВ, помимо других связанных с ним проблем, — это то, что он не включает Китай», — сказал Биллингсли в своем подробном интервью, которое он дал вскоре после вступления в новую должность.
«Новый договор СНВ — это вопрос, за который русские ухватились, — продолжил он. — Он ничего не дает Соединенным Штатам относительно наших опасений по поводу Китая, он ничего не дает Соединенным Штатам относительно наших опасений по поводу того, что делает Россия, которая осуществляет целую серию дестабилизирующих действий за пределами этого договора».
Американский чиновник заявил, что новые ядерные системы Китая, в том числе ракеты меньшей дальности, должны беспокоить Россию.
«Очевидно, то, что делает Китай, вероятно, ориентировано на них [русских] в той же мере, что и на нас, и русские должны это признать», — сказал он.
Однако в целом, подчеркнул Биллингсли, Соединенные Штаты не заинтересованы в «контроле над вооружениями просто ради контроля над вооружениями» — именно этот аргумент обычно звучит в ответ на заявления многих политиков и сторонников соглашений и переговоров. В новом договоре СНВ содержится «множество вопиющих недостатков», и президент США Дональд Трамп не заинтересован в увековечивании договора, одобренного его предшественником.
«Администрация Обамы договорилась об очень слабом режиме верификации, — сказал Биллингсли. — Он очень далек от содержания изначального Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, в нем имеются значительные лазейки в вопросе того, как верификация проводится на деле, которыми пользовалась Россия. Поведение такого рода должно быть прекращено».
«Китай возражает любым странам, высказывающимся о необходимости привлечь Китай к режиму контроля над вооружениями, и не станет принимать участие ни в каких трехсторонних переговорах по вопросу о ядерном разоружении», — заявил на этой неделе официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Гэн Шуан (Geng Shuang).
Китайские чиновники также считают, что любые переговоры потребуют обнародования информации о китайских ядерных силах, а это может негативно сказаться на их сдерживающем потенциале. Количество китайских боеголовок неизвестно, потому что китайские вооруженные силы держат эту информацию в тайне, однако, по некоторым данным, в настоящее время в распоряжении Китая есть как минимум 250 стратегических боеголовок и неизвестное число более мелких ядерных боеголовок.
Правительство президента Владимира Путина предложило продлить действующий новый договор СНВ, подписанный между Соединенными Штатами и Россией, еще на пять лет. Это можно сделать, не дожидаясь одобрения конгресса. Путин и Трамп обсудили тупиковую ситуацию, сложившуюся вокруг этого договора, в своем телефонном разговоре, который состоялся 7 мая и в ходе которого они также обсудили коронавирусный кризис.
Согласно заявлению Белого дома, в ходе этого телефонного разговора Трамп «подтвердил, что Соединенные Штаты сохраняют приверженность эффективному режиму контроля над вооружениями, который должен включать в себя не только Россию, но и Китай, и что они с нетерпением ждут начала дискуссий, чтобы избежать дорогостоящей гонки вооружений».
Российские чиновники утверждают, что продление этого договора еще на пять лет без каких-либо условий даст обеим сторонам необходимое количество времени для обсуждения возможности подписания многостороннего соглашения с участием Китая, однако, как передает информационное агентство ТАСС, давний помощник Путина Дмитрий Медведев недавно отметил, что «Соединенные Штаты не стремятся, как 10 лет назад, вести серьезный, честный и профессиональный диалог».
На вопрос об отказе Пекина принимать участие в переговорах Биллингсли ответил, что, если Китай стремится стать великой державой, на чем настаивают его лидеры, ему необходимо вести себя как великая держава и вступить в переговоры по вопросу о контроле над вооружениями.
«Для этого необходимо подойти к столу переговоров, сесть за него и начать процесс, чтобы обеспечить больше гарантий, больше открытости, больше прозрачности касательно их планов, намерений и того, каков их реальный потенциал, чтобы успокоить Соединенные Штаты», — сказал Биллингсли.
Он добавил, что поведение Китая не является прозрачным и открытым и что оно не внушает доверия.
Обзор стратегических сил
С момента вступления в новую должность Биллингсли занимался изучением стратегических возможностей Соединенных Штатов и планов по модернизации ядерных сил. Он также изучил то, что он назвал «очень тревожными, ничем не сдерживаемым и секретным наращиванием ядерных потенциалов» Москвы и Пекина.
Биллингсли пришел на эту должность в сфере контроля над вооружениями, имея за плечами богатый опыт работы в правительстве. Ранее он занимал должность помощника министра финансов США, отвечая за международные отношения, санкции и другие карательные меры, которые стали характерной чертой политики администрации Трампа в отношении противников и государств-изгоев.
Разработка новой стратегии Соединенных Штатов касательно вооружений близится к завершению, и, как только она будет завершена, «я буду готов связаться с русскими, чтобы выслушать их точку зрения и понять, почему они так отчаянно стремятся продлить срок действия нового договора СНВ».
Отвечая на вопрос о том, принял ли Трамп решение относительно продления договора, Биллингсли сказал: «Мы хотим понять, почему Россия так отчаянно хочет продления, мы хотим, чтобы русские объяснили нам, почему это в наших интересах».
Готовясь к вступлению в новую должность, Биллингсли на протяжении нескольких недель проводил долгие встречи с представителями союзников Соединенных Штатов и дружественных государств, сосредоточив свое внимание в первую очередь на Китае.
По его словам, подход Соединенных Штатов к контролю над вооружениями будет представлять собой «трехстороннее решение, которое включает в себя китайцев и требует от них большей открытости и прозрачности касательно той самой вызывающей тревогу деятельности, которой они занимаются».
По его словам, к такой деятельности относится увеличение активности на ядерном испытательном полигоне в Лоп-Нур, изменения в китайских ядерных силах и «существенное расширение их ядерного арсенала».
«Есть много вопросов, на которые им необходимо ответить», — добавил он.
По словам Биллингсли, Россия ведет «чрезвычайно тревожную» и потенциально нарушающую требования договора деятельность на испытательном полигоне на Новой Земле. По всей видимости, те действия, которые она там предпринимает, противоречат условиям Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
По словам критиков, Китай реализует масштабную программу по расширению стратегических ядерных сил, подробности которой правящая Коммунистическая партия Китая и его вооруженные силы продолжают скрывать. Его арсенал включает в себя как минимум 10 типов ракет, от ракет дальнего действия до баллистических и крылатых ракет малого радиуса. Кроме того, Китай уже близок к тому, чтобы развернуть гиперзвуковые ракеты, способные наносить удары по американским целям с помощью маневрирующих боеголовок в течение менее 30 минут.
Китай также развертывает новые субмарины, оснащенные баллистическими ракетами, а недавно китайские СМИ сообщили о том, что новый стратегический бомбардировщик H-20 будет запущен уже в этом году.
Контроль за исполнением условий соглашения
По словам Биллингсли, новое соглашение по контролю над вооружениями между Соединенными Штатами, Россией и Китаем, должно быть обязующим и содержать такие условия, выполнение которых можно будет проверить.
«Это крайне важно, потому что мы говорим о двух странах, за которыми закрепилась ужасная репутация в смысле соблюдения условий договоров, — сказал он. — Россия нарушала практически все соглашения, которые мы когда-либо с ними подписывали, и Китай тоже нарушил ряд подписанных им соглашений».
На вопрос о налаживании доверия в сфере контроля над вооружениями Биллингсли ответил следующее: «Не думаю, что мы могли бы доверять китайцам на данном этапе, особенно учитывая то, как они вели себя в контексте эпидемии [коронавирусной инфекции]».
«Это дает нам очень мало поводов верить тому, что они говорят», — добавил он.
Любое соглашение с китайцами должно содержать в себе пункты, касающиеся жестких мер контроля за соблюдением его условий, включая инспекции на местах, инспекции с коротким сроком уведомления и другие меры.
Одной из проблем, мешающих начать переговоры с Москвой, стали пять новых стратегических систем вооружения, две из которых, по мнению американских чиновников, нарушают условия действующего нового договора СНВ. Согласно договору между Соединенными Штатами и Россией, число развернутых боеголовок не может превышать 1550.
Упомянутые выше системы вооружений, попадающие под действие нового договора СНВ, — это межконтинентальные баллистические ракеты «Сармат» и ракетные комплексы «Авангард», которые представляю собой систему доставки ядерных или неядерных боеголовок.
Три другие системы — это новая межконтинентальная баллистическая ракета воздушного базирования «Кинжал», а также «Буревестник», крылатая ракета с ядерной энергоустановкой. Именно такая ракета взорвалась во время испытаний в августе, в результате чего погибло семь человек, а над Белым морем был зафиксирован всплеск уровня радиации.
Пятой новой системой вооружения стала беспилотная подводная лодка, оснащенная огромной ядерной боеголовкой, способной уничтожать целые порты.
По словам Биллингсли, эпидемия коронавируса и обвал на нефтяном рынке нанесли сокрушительный удар по российской экономике, и сейчас увеличение расходов на оборону будет сравнимо со сбрасыванием денег в бездонную яму.
«Это деньги, которых, честно говоря, у них нет, — добавил он, — учитывая плачевное состояние их экономики, эпидемию коронавируса, а также тот факт, что российский бюджет напрямую зависит от высокой цены на нефть, которой сейчас нет и которой не будет в обозримом будущем».
По словам Биллингсли, экономические трудности России укрепляют позицию Соединенных Штатов на переговорах.
«Мы просто не согласимся ни на какие условия, которые не будут включать в себя эти системы, — сказал он. — Они должны просто свернуть эти пять новых программ и забыть о них».
Кроме того, Москва наращивает свои запасы боеголовок, не попадающих под действие нового договора СНВ, сказал Биллингсли, упомянув значительный российский арсенал нестратегического ядерного оружия. Москва также внесла изменения в свою военную доктрину, чтобы ей было проще применять ядерной оружие в случае военного конфликта.
«Главная цель такого договора, как новый договор СНВ, заключается в том, чтобы создать атмосферу доверия, — объяснил Биллингсли. — Действия России не помогают восстановить доверие, которое было разрушено серьезными нарушениями соглашений с ее стороны и, честно говоря, ее скверным поведением по всему миру».
Биллингсли еще не успел провести переговоры с русскими, но он отметил, что Москва действительно хочет приступить к переговорам по вопросу о продлении нового договора СНВ.
Наращивание ядерного арсенала Китаем станет одной из тем для обсуждения на переговорах с Москвой, и Биллингсли еще раз повторил, что в интересах Москвы — убедить Пекин сесть за стол переговоров.
Несмотря на его гораздо менее внушительный ядерный арсенал, недавно Китай развернул множество боеголовок, что вызвало на Западе массу тревог касательно того, что его арсенал, возможно, быстро увеличивается. В прошлом году Агентство военной разведки объявило о том, что в ближайшие несколько лет Китай вдвое увеличит свой запас боеголовок.
Соответствие планам Трампа
По словам Биллингсли, любое соглашение по контролю над вооружениями должно вписываться в планы Трампа по заключению выгодных сделок, отвечающих интересам Соединенных Штатов.
«Хорошая сделка в контексте контроля над вооружениями — это сделка, в которой есть два ключевых компонента, — объяснил он. — Первый компонент заключается в том, что она должна избавлять нас от необходимости тратить большие суммы денег, одновременно накладывая значимые ограничения на другие страны, такие как Россия и Китай».
Во-вторых, Соединенные Штаты должны быть удовлетворены тем, как другие стороны соблюдают условия соглашения. «И, если они не соблюдают, это должно влечь за собой серьезные последствия», — сказал он.
В ответ на просьбу прокомментировать высказывание критика из Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association) о том, что Биллингсли настроен скорее оказывать давление на партнеров, нежели договариваться, Биллингсли сказал: «Переговоры — это, конечно же, улица с двухсторонним или даже трехсторонним движением, все зависит от темы. Если под давлением они имеют в виду то, что я не собираюсь уступать русским или китайцам и что я буду отстаивать интересы Соединенных Штатов, а также интересы наших союзников в НАТО и Азии, то так оно и есть».
Отвечая тем, кто утверждает, что в отсутствие нового договора СНВ Россия ускорит процесс наращивания своего арсенала, Биллингсли сказал: «Я не уверен, что они уже этого не делают, по крайней мере со своим ядерным арсеналом».
Он также добавил, что ресурсы Москвы слишком скудны, чтобы она могла ускорить темпы наращивания ядерного потенциала, поэтому у нее не получится ускорить реализацию ее программ.
«Сейчас вы говорите с человеком, который в течение последних трех лет систематически изучал механизмы экономик стран-соперниц и хорошо понимает, как использовать финансовые инструменты, чтобы укрепить американскую систему национальной безопасности», — отметил Биллингсли.