Прошло уже почти два месяца с тех пор, как жители нашей страны были вынуждены смириться с ограничениями их свободы — вашей свободы — такого масштаба, какого мы никогда прежде не видели ни в мирное время, ни в военное. И вы продемонстрировали благоразумие, всецело поддержав эти правила. Вы выдержали все трудности этой программы социального дистанцирования. Потому что вы понимаете, что, учитывая сложившуюся ситуацию и опыт многих других стран, это единственный способ справиться с коронавирусом — самой страшной угрозой, с которой наша страна сталкивалась на моей памяти.
И несмотря на огромное количество жертв и безмерные страдания, несмотря на то, что мы оплакиваем всех тех, кого мы потеряли, факт остается фактом: приняв эти меры, мы не допустили, чтобы нашу страну охватила катастрофа, в рамках которой умеренно пессимистичный сценарий обещал нам полмиллиона жертв. Только благодаря вашим усилиям и жертвам в борьбе с распространением этой болезни смертность постепенно снижается, и показатели госпитализации тоже снижаются. Благодаря вам мы защитили нашу Национальную службу здравоохранения и спасли тысячи жизней.
Я знаю — и вы тоже знаете, — что было бы безумием разбрасываться этим нашим достижением и допустить вторую волну заболеваемости.
Мы должны сохранять бдительность. Мы должны контролировать распространение вируса и спасать жизни. Тем не менее, мы также должны признать, что эта кампания по борьбе с вирусом обошлась колоссальной ценой для нашего образа жизни. Мы видим это повсюду — в закрытых магазинах, брошенных компаниях, в темных окнах пабов и ресторанов.
Миллионы людей сейчас боятся этой ужасной болезни и одновременно с этим боятся того, как этот длительный период вынужденного бездействия скажется на их заработках, а также на их психическом и физическом здоровье. На их собственном будущем и будущем их детей.
В связи с этим сегодня я хочу представить вам план, который должен помочь нам справиться с обоими этими страхами. Который должен помочь победить вирус и послужить первым наброском дорожной карты по снятию карантинных ограничений. Который должен сформировать понимание того, как мы будем двигаться дальше, когда, как и на каких основаниях мы будем принимать дальнейшие решения. Завтра я подробнее расскажу об этом в парламенте, а вечером отвечу на вопросы общественности.
Я провел консультации с представителями различных политических движений по всему Соединенному Королевству. Хотя различные части страны переживают пандемию коронавируса по-разному и хотя будет правильным проявлять гибкость в нашем подходе, я как премьер-министр Соединенного Королевства — Шотландии, Англии, Уэльса и Северной Ирландии — считаю, что мы решительно настроены бороться с ней сообща. Сегодня уже есть единый консенсус касательно того, что мы могли бы сделать. И я подчеркну: «могли бы». Потому что, хотя у нас есть план, это условный план. И, поскольку наш приоритет — это защита общества и спасение жизней, мы не можем двигаться вперед, пока не обеспечим выполнение пяти условий:
• Мы должны защитить нашу Национальную службу здравоохранения.
• Мы должны добиться устойчивого снижения смертности.
• Мы должны добиться устойчивого и существенного снижения уровня заболеваемости.
• Мы должны решить проблемы, связанные с обеспечением средствами индивидуальной защиты тех людей, которые в них нуждаются. Да, это глобальная проблема, но мы должны решить ее.
• И наконец мы должны убедиться в том, что те меры, которые мы принимаем, не приведут к росту коэффициента репродукции коронавируса выше единицы, чтобы мы могли избежать того стремительного роста, с которым мы столкнулись несколько недель назад.
Чтобы отслеживать наш прогресс и избежать отката назад, мы создаем новую систему предупреждения об опасности заражения Covid-19, которой будет управлять новый Совместный центр по биобезопасности (Joint Biosecurity Centre).
Уровень опасности заражения Covid-19 будет определяться в первую очередь на основании коэффициента репродукции вируса и числа заболевших. В свою очередь, этот уровень опасности будет определять то, насколько жесткие меры социального дистанцирования мы должны вводить. Чем ниже уровень опасности, тем меньше будет ограничительных мер, чем выше уровень опасности, тем жестче и строже мы должны будем действовать.
Таких уровней опасности будет пять. Первый уровень будет значить, что в Соединенном Королевстве больше нет этого заболевания, а уровень пять — что ситуация достигла критической точки, — именно такую ситуацию мы могли бы получить, если бы наша Национальная служба здравоохранения не справилась с поставленными задачами.
На протяжении всего периода локдауна мы находились на четвертом уровне, и именно благодаря вашим жертвами мы сейчас находимся в том положении, когда мы уже можем говорить о приближении к третьему уровню.
По мере этого приближения каждый житель страны будет играть свою роль в том, чтобы сдерживать рост коэффициента репродукции вируса. Сохраняя бдительность и следуя правилам. И, чтобы уровень заболеваемости и дальше снижался, нам необходимо сделать еще две вещи.
Мы должны быстро справиться с ужасными вспышками болезни в домах престарелых и учреждениях Национальной службы здравоохранения. Хотя сейчас число новых случаев заражения быстро снижается, несомненно, нам предстоит еще многое сделать.
Кроме того, если мы хотим взять этот вирус под контроль, нам необходима первоклассная система для выявления потенциальных жертв и для отслеживания их контактов. Именно поэтому — с учетом сказанного выше — мы ежедневно тестируем буквально сотни тысяч людей.
Мы достигли быстрого прогресса в вопросе тестирования, однако нам предстоит еще многое сделать. И мы способны это сделать.
Когда все началось, мы не знали о существовании такой болезни, и мы не понимали ее последствия в полной мере. Ежедневно мы получаем все новые и новые данные. Мы проливаем свет науки на этого невидимого убийцу, и мы будем ловить его там, где он наносит удары, потому что наша система здравоохранения сможет вовремя обнаружить вспышки болезни — в ваших районах, — а также предоставить нам общенациональную картину.
Тем не менее, если посмотреть на то, где мы находимся в данный момент, то сейчас коэффициент репродукции составляет меньше единицы — между 0,5 и 0,9, — однако он может быть лишь немногим меньше единицы. И, хотя мы достигли прогресса в выполнении по крайней мере некоторых условий, которые я перечислили ранее, пока мы не выполнили все эти условия.
Поэтому нет, сейчас не тот момент, чтобы просто отменить локдаун уже на этой неделе. Вместо этого мы предпринимаем первые осторожные шаги по некоторому видоизменению введенных нами мер.
Первый шаг — изменение акцента, в соответствии с которым, как мы надеемся, люди начнут действовать уже на этой неделе.
Мы говорили, что вам следует работать из дома, если есть такая возможность, и ездить на работу лишь в том случае, если вы обязаны это делать. Теперь мы хотим подчеркнуть, что всем, кто не может работать из дома, — к примеру, тем, кто занят в сфере строительства или промышленного производства, — будет настойчиво рекомендовано вернуться на рабочие места.
И мы хотим, чтобы добираться на работу было безопасно. Вам следует избегать общественного транспорта, если это возможно, потому что мы обязаны и дальше соблюдать социальную дистанцию, поэтому возможности общественного транспорта будут ограничены. То есть, по возможности работайте из дома, но вам все же следует выйти на работу, если вы не можете работать из дома. Чтобы гарантировать вашу безопасность на рабочем месте, мы создаем новые инструкции для ваших работодателей, которые должны будут обеспечить вам защиту от Covid-19 на рабочем месте. Если вы все же вынуждены ходить на работу, добирайтесь туда по возможности на личном автомобиле, а лучше вообще на велосипеде или пешком. Но, как и на рабочих местах, в общественном транспорте будут соблюдаться все меры предосторожности.
Начиная со среды, 13 мая, мы хотим призвать людей больше заниматься спортом на свежем воздухе — без ограничений. Вы можете загорать на солнце в ближайшем парке, вы можете ездить на автомобиле в другие места, вы даже можете играть в спортивные игры, но только с членами вашей семьи.
Вы обязаны соблюдать правила социального дистанцирования, и, чтобы обеспечить их соблюдение, мы увеличиваем размеры штрафов для тех, кто их нарушает.
Ежедневно, получая все новые данные, мы будем следить за коэффициентом репродукции вируса и числом новых заражений, а также за нашим прогрессом, и, если все мы начнем выполнять условия, которые я изложил, то в течение следующих нескольких недель мы сможем двинуться дальше.
В рамках второго шага — самое ранее к 1 июня — мы, возможно, сумеем начать постепенное открытие магазинов, а ученики начальных классов смогут в несколько этапов вернуться к учебе в школах. Мы надеемся, что ученики средней школы, которым в следующем году предстоит сдавать экзамены, смогут хотя бы некоторое время позаниматься с учителями перед уходом на каникулы. В ближайшее время мы разработаем подробные инструкции касательно того, как нужно организовать работу школ, магазинов и общественного транспорта.
Третий шаг будет предпринят самое ранее к июлю, и для этого нам необходимо будет выполнить все условия и учесть мнение научного сообщества. Только если нам позволят объективные данные, мы надеемся вновь открыть по крайней мере часть объектов индустрии гостеприимства и других общественных мест, при условии обеспечения безопасности и выполнения требований социального дистанцирования.
В течение следующих двух месяцев мы будем руководствоваться не только надеждами или экономической необходимостью. Мы будем руководствоваться научными данными, объективными показателями и состоянием здоровья населения.
И я должен еще раз подчеркнуть, что все это зависит от определенных условий — все это зависит от целой серии важных «если». Это зависит от всех нас — от всей страны — от того, будем ли мы следовать рекомендациям, будем ли соблюдать социальную дистанцию, сможем ли снизить коэффициент репродукции вируса.
Чтобы предотвратить повторный завоз инфекции из-за границы, я официально предупреждаю, что скоро мы введем карантин для всех, кто прилетает в нашу страну из-за рубежа на самолетах. И, поскольку вы прилагаете усилия для того, чтобы снизить коэффициент репродукции вируса здесь, теперь эта мера будет эффективной.
И, разумеется, мы будем следить за прогрессом на уровне отдельных городов, районов и всей страны. Если будут возникать вспышки, если будут возникать проблемы, мы без колебаний нажмем на тормоз.
Мы уже миновали пик, но именно спуск с горы зачастую оказывается самым опасным. У нас есть маршрут, у нас есть план, и все члены правительства изо всех сил стремятся спасти жизни, восстановить источники доходов населения и постепенно вернуть те свободы, которые нам необходимы. Но в конечном счете это такой план, в реализации которого должны принять участие все. И, когда я смотрю на то, что вы уже сделали, — на то терпение и здравый смысл, который вы проявили; на мужество старшего поколения, изоляции которого все мы хотим положить конец как можно скорее; на невероятную храбрость и усердие работников нашей Национальной службы здравоохранения; на самопожертвование людей из самых разных слоев общества, которые помогали нам бороться с этой болезнью, — полицейских, водителей автобусов, машинистов поездов, фармацевтов, сотрудников супермаркетов, автоперевозчиков, мусорщиков, уборщиков, охранников, сотрудников почтовой службы, учителей и тысяч других, а также ученых, которые круглосуточно работают над созданием вакцины, — когда я думаю о миллионах ежедневных актов доброты и заботы, которые совершаются по всей стране и которые помогли нам пройти первую фазу, я понимаю, что мы способны реализовать этот план и перейти к следующему этапу.
Если мы не сможем этого сделать к установленным датам, если уровень опасности не позволит нам этого сделать, мы просто подождем и продолжим движение вперед в подходящее для этого время.
Мы восстановимся после этой дьявольской болезни. Мы вернем себе здоровье, крепкое здоровье. И, хотя этот опыт изменит Соединенное Королевство, я верю, что мы станем сильнее и лучше, чем прежде. Более выносливыми, более инновационными, более динамичными в экономическом смысле и одновременно с этим более щедрыми, более отзывчивыми.
Но пока мы должны сохранять бдительность, контролировать распространение вируса и спасать жизни.
Благодарю за внимание.