По мере распространения инфекции Россия вышла на второе место в мире, уступая лишь США, но медицинским экспертам не дает покоя один вопрос: почему при этом она сообщает о столь малом числе смертей?
Российские официальные лица говорят, что на сегодняшний день от covid-19 скончалось 2 212 человек из 242 271 случаев, выявленных с начала эпидемии. В целом по числу заболевших Россия во вторник обошла Испанию, где смертность составила 27 000 человек, а ранее превзошла Великобританию и Италию, где смертность превышает российскую в двенадцать раз и более.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит, что проводит обмен мнениями с Россией по поводу статистики смертности от коронавируса в стране. Заявленный российский уровень в 0,9% намного ниже среднемирового, — и среди сильно пораженных стран это самый низкий показатель.
«Мы, ВОЗ, тесно обсуждаем этот вопрос с российскими властями, — сообщила главный представитель организации в России Мелита Вуйнович (Melita Vujnovic) в интервью на прошлой неделе. — Они смотрят на общую смертность и проверяют, не пропустили ли чего». Министерство здравоохранения на просьбу дать комментарий не откликнулось.
В середине апреля это базирующееся в Женеве ведомство Организации Объединенных Наций выпустило методические рекомендации, в которых странам предлагается регистрировать случаи смерти людей как связанные с covid-19 в тех случаях, «когда заболевание вызвало или предположительно вызвало смерть или ей способствовало». Данные из четырех российских регионов, тем не менее, предполагают, что реальная смертность окажется намного выше, если посчитать случаи, когда пациенты с диагнозом covid-19 умирали от других причин, например, печеночной или сердечной недостаточности.
Узкое определение
Уровень смертности в России низок, потому что в статистику попадают лишь те случаи, при которых в качестве причины смерти указан непосредственно вирус covid-19, сообщил чиновник, знающий расчеты смертности от коронавируса. У стран с более высокими суммарными показателями критерии смертности от covid-19 более широкие.
В среду Министерство здравоохранения заверило, что при классификации смерти пациентов с диагнозом covid-19 придерживается правил международной статистики. Это означает, что в качестве причины смерти указывается болезнь, которая непосредственно к ней привела — например, острая сосудистая недостаточность.
Некоторые регионы начали регистрировать смерти пациентов с положительным тестом на коронавирус отдельно от случаев, когда непосредственной причиной смерти врачи называют вирус.
Россия сообщает о рекордных уровнях инфекции: начиная с 3 мая в день прибавляется более 10 тысяч заболевших, — и это несмотря на режим самоизоляции, который действует с конца марта и уже повлек за собой спад экономической активности. На фоне опасений, что Россия скатывается в глубокую рецессию, президент Владимир Путин объявил в понедельник о снятии карантина, одновременно возложив ответственность на региональных лидеров за принятие решения о темпах безопасного смягчения мер.
Несмотря на рост числа случаев, Россия — единственная из десяти наиболее пострадавших стран, где уровень смертности сохраняется ниже 1%. В Испании, Франции и Великобритании уровень смертности колеблется от 12 до 14%, в США этот показатель составляет 6%, а в Германии — 4,4%. Во всем мире из 4,3 миллиона выявленных случаев погибли 293 366 человек или 6,8%.
Россия как исключение
Безусловно, благодаря масштабному тестированию в России выявляется огромное число новых случаев, — из которых более 40% бессимптомные. Однако даже в Южной Корее, которая развернула едва ли не самую всеобъемлющую систему для отслеживания коронавируса, уровень смертности в 2,5 раза выше, чем в России.
Челябинская область на Урале выделяется прозрачностью своих данных о covid-19: там отдельно считаются смертельные случаи, вызванные непосредственно вирусом, — их четыре, и смерти пациентов с диагнозом covid-19, но от других причин, — восемь. В национальной же статистике Челябинская область представлена лишь четырьмя случаями.
Пермский край, тоже на Урале, сообщил о 23 смертельных случаях против 12, приписанных региону московскими властями. В Рязанской области в средней полосе зарегистрировано 15 смертей среди пациентов с диагнозом covid-19 или подозрением на заболевание — в то время, как национальная база данных показывает лишь семь смертельных случаев. В Саратовской области на юго-западе России зарегистрировано 17 смертей, связанных с коронавирусом,- но в общенациональной базе данных их всего пять.
Различия в среднемесячном количестве умерших тоже говорят в пользу более высокой смертности. Общее количество смертей в Москве в апреле было на 1 854 больше, чем в среднем за этот месяц с 2010 года.
На брифинге во вторник Голикова опровергла предположение, что данные о повышенной смертности говорят о том, что Россия занижает смертность от covid-19.
На мировом уровне смертность в России «чрезвычайно низкая», считает Джереми Россман (Jeremy Rossman), старший преподаватель кафедры вирусологии в Университете Кента. «Из этого следует, что риск смерти от covid-19 ниже, чем на самом деле. Сохранять открытость с точки зрения отчетности действительно важно, потому что мы должны понимать истинный масштаб смертности».
Статья написана при содействии Ильи Архипова, Степана Кравченко, Евгении Письменной и Джейка Рудицки (Jake Rudnitsky)