В оккупированном Россией Крыму на фоне сухой зимы и всеобщей «самоизоляции» от covid-19 обострился водный дефицит. Если в конце зимы оккупационные власти в большей степени закатывали пропагандистскую истерику по поводу водной блокады со стороны материковой Украины, то теперь нехватка воды превращается в реальную угрозу. «Апостроф» выяснил у жителей полуострова, какова ситуация с обеспечением водой в разных регионах, и как оккупационные «власти» пытаются решить проблему.
«Сложная ситуация»
Оккупационные «власти» признают, что запасы в крымских водохранилищах, по сравнению с прошлым годом, «просели» более чем в два раза. Если в мае 2019 года объемы воды в хранилищах составляли около 205 миллионов «кубов», то на данный момент осталось только 95 миллионов. Дожди, которые традиционно идут в Крыму в апреле-мае, никак не способствовали наполнению водохранилищ.
К тому же на фоне всеобщей «самоизоляции» из-за распространения коронавируса на полуострове резко подскочило потребление воды. Оккупационные администрации в городах и поселках Крыма перешли к экономии и повсеместным ограничениям. В аннексированном Севастополе с 15 мая введут график подачи воды на садоводческие товарищества. Нехватка воды наблюдается и на Южнобережье. Городская «администрация» Алушты ввела график подачи воды в селе Нижняя Кутузовка.
В Симферополе, население которого после оккупации увеличилось почти в два раза, нехватку воды не получается скрыть за толстым слоем телевизионной пропаганды и чиновничьего вранья. «Ситуация очень сложная. Скрыть невозможно, что водохранилища мельчают и эта проблема существует. Власти республики занимаются этой проблемой ежедневно», — призналась на днях глава оккупационной «администрации» крымской столицы Елена Проценко. Она попросила горожан экономить воду, отметив, что ситуацию могут спасти лишь обильные дожди.
Воды хватит до июня?
Российский гауляйтер Крыма Сергей Аксенов, несмотря на тревожные прогнозы, утверждает, что запасов воды для снабжения Симферополя (Аянское, Симферопольское и Партизанское водохранилища) хватит почти до конца лета, даже если дождей не будет вовсе.
Такая позиция выглядит странной, потому что в конце февраля и начале марта подчиненные Аксенова на пару с кремлевскими пропагандистами закатили истерику по поводу того, как полуостров «загибается» по вине Киева, перекрывающего подачу воды из Днепра.
Как пояснил в комментарии «Апострофу» эксперт по временно оккупированным территориям Института черноморских стратегических исследований Юрий Смелянский, риторика оккупационных властей всецело зависит от политической конъюнктуры. Просто тогда им было выгодно кричать, что Украина организовала «водный геноцид» крымчан.
«В прошлый раз они устроили истерику по поводу водной блокады для того, чтобы как-то повлиять на ведущие страны ЕС и подтолкнуть их к смягчению санкций на фоне состоявшегося саммита «нормандской четверки». Попробовали, но у них ничего не получилось. Хотя по действиям и заявлениям отдельных представителей власти (в том числе, и по поставкам воды на полуостров) можно было сделать вывод, что нам так до конца и не рассказали, о чем именно стороны договаривались в Париже», — пояснил Юрий Смелянский.
В конце января текущего года так называемый «глава комитета республики Крым по водному хозяйству» Игорь Вайль признавал, что в предгорных регионах полуострова и на Южном берегу Крыма (ЮБК) уже к середине лета могут возникнуть проблемы.
«Источником питьевого водоснабжения ЮБК, городского округа Симферополь, Симферопольского, Бахчисарайского, Белогорского и частично Кировского районов являются речные воды. Наполнение водохранилищ напрямую зависит от водности рек, погодных условий и осадков. Водохранилища естественного стока заполнены на 37%. Данных полезных запасов воды, без учета притоков, достаточно для водоснабжения до июня текущего года», — настаивал Игорь Вайль.
Вода со вкусом металла
С того момента ситуация только ухудшилась. Больше всего от сезонной засухи пострадают именно восточные регионы полуострова, получающие воду из Белогорского водохранилища, которое в этом году пересохло сильнее прочих. Как рассказали «Апострофу» жители Белогорска, перекрытие Северо-Крымского канала и сезонная засуха серьезно обострили проблему качества питьевой воды. Город питается не столько за счет Белогорского водохранилища, сколько за счет использования 48 грунтовых скважин. Воду подают по домам через восемь магистральных водопроводов, которые были построены еще во времена «развитого социализма» и с тех пор ни разу не обновлялись.
«Качество воды просто отвратительное: желтоватый цвет, неприятный запах и отчетливый металлический привкус. Тем, кто живет на «Транспортном» (один из микрорайонов Белогорска, — «Апостроф»), труднее всего. Там воду вообще пить невозможно. Чиновники объясняют, что такое происходит из-за износа труб, но когда именно проблема будет решена, толком не говорят. Обещают, что начнут решать вопрос с 2022 года, будут строить опреснители, но люди им не верят», — рассказал в беседе с «Апострофом» житель Белогорска Дилявер М.
Сомнительно, что оккупанты установят по всему Крыму опреснительные станции. Начиная с 2015 года, местные «власти» носились с идеей опреснения морской воды, потом думали над строительством водовода с территории Краснодарского края соседней России. Обе инициативы так и остались на словах сугубо по техническим причинам. Опреснители расходуют много электричества, а подача воды с территории Краснодарского края невозможна, так как этот регион сам страдает от нехватки воды.
«Дополнительные возможности обеспечить крымчан питьевой водой для оккупационной «власти» недоступны. Дело не только в санкциях, но и в объективных технических трудностях. Проекты опреснения морской воды провалились, потому что на это нужно много электричества. Для того чтобы обеспечить жителей полуострова водой из расчета 16 литров на человека в сутки (это минимальный показатель) в Крыму нужно построить около десяти атомных электростанций, равных по мощности Запорожской АЭС. Таких возможностей у оккупантов просто нет», — отметил Юрий Смелянский.
Зеленая вода для Армянска
На севере Крыма ситуация с водой не лучше. Там на жителей «давят» постоянная засуха, вода абсолютно непригодная для питья (даже на фоне показателей восточных районов республики) и экологические проблемы, связанные с работой химических предприятий.
«В городском филиале „Воды Крыма‟ („государственное предприятие‟ так называемой Республики Крым, — „Апостроф‟) давно перестали реагировать на жалобы по поводу качества воды. Люди писали Аксенову, писали в Москву жалобы — все без толку. Городские чиновники уже прямым текстом говорят людям, что, мол, радуйтесь, что такая вода есть, потому что в соседнем Армянске — еще хуже. Там вода из крана идет то зеленая, то ржавая. Другой воды у нас для вас нет!», — возмутился в разговоре с «Апострофом» житель Красноперекопска Владимир Т.
Вода в Армянске позеленела еще два года назад. В оккупационном «правительстве» нехотя признали проблему. Сергей Аксенов для вида критиковал городских чиновников, раздавал пустопорожние распоряжения, но все так и осталось на словах и бумаге. Затем, летом 2018 года в Армянске из-за нехватки воды для химических предприятий произошла экологическая катастрофа.
Фантазии оккупантов
«Власти» до последнего скрывали масштабы бедствия, а после того, как история вокруг выбросов в Армянске пошла на спад, и вовсе заявили, что полуостров якобы может обойтись без днепровской воды.
«Нам вода от Украины не нужна. Она жутко загрязненная. Мне недавно сказали специалисты, что вода, которая поступала в Крым, способствовала росту онкологических заболеваний. Что там льется — никто не контролирует… Сейчас они пусть сами разбираются со своими проблемами», — заявил «спикер» оккупационного «парламента» республики Владимир Константинов летом прошлого года.
В Крыму многие до сих пор помнят это глупое заявление. «У нас от таких слов охренели даже самые безнадежные российские патриоты. Воду из-под крана не пьем — только покупную. Рис, дыни, арбузы и ягоды в прежних объемах выращивать не можем. Молочный скот идет под нож. Может, Константинову днепровская вода не нужна. Всем остальным — нужна», — поделилась с «Апострофом» жительница пгт Первомайское Галина Афанасьевна.
Стоит отметить, что днепровской воды вскоре будет не хватать и континентальной Украине. В особенности регионам Причерноморья и Приазовья, которые из-за климатических изменений, сами страдают от нехватки воды, постепенно превращаясь в полупустыню.
По сравнению с регионами на севере и востоке полуострова, обстановка в Первомайском районе, расположенном в самом центре Крыма, остается относительно стабильной. Для покрытия бытовых потребностей хватает воды из грунтовых скважин, но сельское хозяйство в этом районе, а также в Джанкойском и Красногвардейском районах, держится исключительно на природных осадках.
«Дожди, которые недавно прошли, частично спасли яровые посевы пшеницы и ячменя. С озимыми — все хуже. Бесснежная зима и сухие ветра ранней весной привели к тому, что озимые взошли только сантиметров на 15-20 и выбросили колос. Если мы летом с гектара соберем 20-22 центнеров, уже будет хорошо, хотя изначально настрой был на 27-30 центнеров», — рассказал «Апострофу» фермер из Красногвардейского района Дмитрий В.