Самое важное для глобальной экономики сырье в серьезной беде. Всего за 11 дней марта цены на нефть упали почти с 50 до 20 долларов, сломав рынку хребет. Коронавирус распространялся тревожными темпами, и страны входили в режим глубокой заморозки. Это убило спрос на все, начиная с солярки и кончая авиационным топливом. Затем наступил апрель, и нефть получила новый удар. По некоторым оценкам, потребление сократилось на треть, поскольку мир входил в состояние глубокой рецессии. Нефти стало так много, что хранилища оказались переполненными. А потом произошло немыслимое. 20 апреля цены упали ниже нуля, и продавцы были готовы платить покупателям, лишь бы сбыть с рук ненужную нефть.
Май принес некоторое облегчение. Казалось, что худшее из-за снижения спроса уже позади, и в Китае с Германией снова появились пробки. Страны начали ослаблять ограничительные меры, а это дало толчок потреблению. В то же время, Саудовская Аравия, Россия и их друзья из ОПЕК начали беспрецедентное ограничение добычи, что помогло уменьшить затоваривание рынка. Цены тоже поползли вверх, начиная с конца апреля, и 18 мая дошли в Нью-Йорке до 30 долларов за баррель. Тем не менее, масштабы спада были настолько велики, что процесс восстановления будет долгим и медленным. Кое-кто сомневается, что нефть вообще когда-нибудь вернется на докризисный уровень.
Вот некоторые цифры:
— 37,63 доллара
Цена при закрытии рынка 20 апреля за 42-галлонный баррель марки WTI. Цена на нефть впервые стала со знаком минус.
29 миллионов баррелей в день
Снижение потребления нефти в апреле, по данным Международного энергетического агентства. Это один из худших месяцев в истории.
57 процентов
Сокращение числа работающих американских буровых вышек за два месяца по 8 мая. Данные компании «Бейкер Хьюз» (Baker Hughes).
Почему это важно
Нефтяной рынок важен для всех отраслей мировой экономики. Снижение цен стало таким мощным ударом по бюджетам нефтедобывающих стран, что в начале апреля они начали спешные действия, сделав это спустя месяц после того, как ОПЕК и ее союзники резко прервали многолетнее партнерство. Вмешался президент Дональд Трамп, который потребовал от Саудовской Аравии и России положить конец своей ссоре и восстановить нефтяные цены, так как закрывающиеся компании создавали угрозу тысячам рабочих мест в США.
Это был знак того, что настали необычные времена. Америка, давно уже уверовавшая в свободный рынок, внезапно задумалась о добровольном сокращении добычи. Трамп вначале хвалил дешевую нефть и бензин, но потом практически приказал мировым производителям помочь поднять цены.
Исторический крах
Спрос на нефть в этом году должен рекордно сократиться.
Подъем начнется с очень низкого уровня, а отрасли предстоят очень непростые времена. В глобальной экономике налицо исторический спад, а Британии грозит худший за три с лишним столетия год. Очень сильно пострадавшим авиалиниям не стоит рассчитывать на быстрое восстановление, потому что спрос по-прежнему будет низок. А еще нельзя исключать, что ослабление требований по социальному дистанцированию приведет к возвращению коронавируса, причем с удвоенной силой, и тогда повторятся все ужасы двух последних месяцев.