Над проектом строительства подводного газопровода из России в Германию «Северный поток — 2» сгустились тучи. Работы близки к завершению, однако из-за американских санкций в конце прошлого года строительство газопровода было остановлено. Немецкие власти также нажали на паузу, ссылаясь на Газовую директиву ЕС. Кроме того, европейские страны не могут прийти к консенсусу по поводу угрозы безопасности со стороны России.
США наложили санкции, немецкие власти нажали на тормоз
3 мая в Балтийском море появился корабль — «Академик Черский», который вышел из Находки в феврале. 150-метровое судно предназначено для прокладки труб под водой. Оно считается козырем «Газпрома», компании российского правительства, которое спешит возобновить строительство «Северного потока — 2». Вокруг Африки путь занял три месяца. Примерно через две недели после выхода в Балтийское море корабль прибыл в порт на севере Германии.
Строительство «Северного потока — 2» началось в 2018 году. Он подразумевает под собой прокладку по дну Балтийского моря газопровода, состоящего из двух ниток длиной около 1200 километров каждая. Благодаря их совместной эксплуатации с уже существующим «Северным потоком» ежегодные объемы экспорта российского газа в Германию удастся увеличить до 110 миллиардов кубометров. Газ будет поставляться во все европейские страны.
Тем не менее президент США Дональд Трамп, критикующий российское энергетическое господство, в конце декабря прошлого года подписал законопроект о санкциях против компаний, принимающих участие в строительстве. Это произошло прямо перед тем, как власти Дании одобрили строительство на оставшемся датском участке южнее острова Борнхольм. Прокладка должна была завершиться в начале этого года. Швейцарская компания Allseas, отвечавшая за реализацию, была вынуждена выйти из проекта.
Всего осталось построить 84 километра. «Газпром» оказался в безвыходной ситуации: ему пришлось направить собственного трубопрокладчика, который находился на противоположной стороне евразийского материка.
Тем не менее возникли новые трудности, как будто поджидавшие прибытия «Академика Черского». В связи с правилами ЕС, ограничивающими монопольную эксплуатацию трубопроводов, 15 мая Федеральное сетевое агентство Германии отказало «Газпрому» в выведении газопровода из-под норм обновленной Газовой директивы ЕС.
Прошлой весной ЕС скорректировал правила, касающиеся трубопроводов. Прошлой осенью Германия также включила эти директивы в свое законодательство. Что касается новых трубопроводов, то владелец и поставщики газа должны быть разными. В соответствии с законодательством газопровод разрешается эксплуатировать альтернативным поставщикам. «Северным потоком — 2», по которому будет поставляться газ «Газпрома», владеет дочерняя компания, поэтому объемы экспорта будут ограничены вдвое.
Немецкая газета Frankfurter Allgemeine сообщила, что даже если запустить газопровод, он окупится только через 15 лет.
«Газпром» протестует, заявляя, что изменение правил по ходу строительства — это намеренный удар по «Северному потоку — 2». Дело в том, что на момент изменения европейских директив было проложено более половины трубопровода; также было инвестировано более 50% от общей суммы строительства, составляющей 9,5 миллиарда евро. Предполагается, что в ближайшее время «Газпром» подаст иск.
Несовпадение намерений стран ЕС по поводу европейского рынка
Долгое время в ЕС критиковали «Северный поток — 2», поскольку он позволит России использовать энергетику в качестве политического рычага.
Цель Кремля состоит в том, чтобы отстранить Украину, с которой Россия находится в политической конфронтации, от основных маршрутов поставки газа. Польша и Прибалтика, которые считают Россию угрозой, выступали против проекта. Мнение в транзитных странах, которые одобрили строительство, также разделилось.
Между тем пять крупных европейских энергетических компаний выделили половину бюджета проекта. Промышленные круги связывают с этим газопроводом большие надежды. Оказавшаяся между двух огней канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что это народный проект. Когда США ввели санкции, министр иностранных дел Германии Хайко Маас также заявил, что энергетическую политику Европы определяет не Вашингтон, а ЕС. Он не изменил свою позицию, которая заключалась в поддержке «Северного потока — 2».
Тем не менее Федеральное сетевое агентство Германии поставило проект на паузу, и правительство Германии оказалось в затруднительной ситуации: продолжать сотрудничать или нет.
Проблему осложняет политика США: санкции, а также открытое увеличение экспорта сланцевого газа в Европу.
Когда в конце прошлого года Вашингтон вводил санкции, госдепартамент США подчеркнул в заявлении: «Если покупать американский СПГ, Европа сэкономит восемь миллиардов долларов».
У США есть идея поставки газа в страны Восточной Европы через СПГ-терминалы Польши и Прибалтики, которые выходят на Балтийское море. Все это — меры, направленные против России.
В ходе саммита по безопасности, прошедшего в Мюнхене в феврале, госсекретарь США Майк Помпео жестко раскритиковал «Северный поток — 2»: «Россия говорит, что это чисто экономическая деятельность, но обманываться нельзя». При этом он пообещал инвестировать миллиард долларов в страны, которые присоединятся к американской идее.
Правительство Польши, которое является стержнем американской идеи, стремится создать «узел нероссийского газа». 4 мая президент Польши Анджей Дуда объявил о заключении контракта на строительство газопровода из Норвегии до балтийского побережья Польши. Соглашение подписали польская энергетическая компания и итальянская корпорация.