Если допустить, что Борис Джонсон плохо справляется с пандемией коронавируса, то он в этом не одинок. Есть политики, которые делают ложные заявления о том, что все находится под контролем; они уходят от ответственности, скрываются от публики, используют нынешний кризис в политических целях, создают искусственные отвлекающие поводы и обвиняют средства массовой информации, — вот общие варианты поведения, продемонстрированные самыми могущественными и самыми изворотливыми мировыми лидерами.
Заплатят ли они соответствующую цену за свою смертельную некомпетентность и цинизм? Вполне возможно, кто-то из них заплатит, хотя и не сразу. Пандемия коронавируса меняет политические расчеты на всей планете. Те лидеры, которые поначалу выглядели неуязвимыми, вдруг становятся уязвимыми. Это, в свою очередь, может повлиять на стратегические расчеты и изменить баланс сил на международной арене. Не исключено, что все эти изменения могут оказаться как неожиданными, так и постоянными.
Действия Дональда Трампа являются примером того, как не следует действовать в чрезвычайной ситуации. Это может даже стать обязательным материалом для изучения будущими студентами по программе «кризисное управление». Трамп на раннем этапе минимизировал существующую угрозу, иногда выступал с липовыми заверениями и, кроме того, не смог разработать соответствующий план. В последнее время он обвиняет Китай в преднамеренном распространении этого «бедствия» и одновременно превращает сам кризис коронавируса в оружие, которое использует против Джо Байдена, своего соперника из Демократической партии.
Нет необходимости перечислять бесконечное количество недостатков нынешнего президента Соединенных Штатов. Вместе с тем создается впечатление, что оказавшийся в отчаянном положении Трамп не остановится ни перед чем для того, чтобы перезагрузить перспективы своего переизбрания. Если для этого нужно будет раздуть холодную войну с Китаем, разворошить расовые различия или прибегнуть к необоснованному осуждению мигрантов или мусульман, он готов будет сделать и это. А если все его усилия закончатся провалом, он может попытаться отложить намеченные на ноябрь выборы, и вероятность такого сценария не исключает его льстивый зять.
Коронавирус превратил Трампа в своего рода прокаженного. Отсутствие руководства со стороны федерального центра, а также поддержка президентом преждевременной отмены режима самоизоляции, который он никогда полностью не одобрял, судя по всему, приведет к увеличению количества зараженных covid-19 в небольших городах на Среднем Западе, а также в сельских районах от Айовы до Техаса. Это важнейшие части Америки Трампа, где живут наиболее лояльные его избиратели.
Владимир Путин — еще один лидер, испытывающий серьезные вирусные трудности. Всего несколько месяцев назад он казался непобедимым. Все разговоры в России велись вокруг конституционных «реформ», которые, по сути, сделали бы его пожизненным президентом. Но эти планы сегодня остановлены, и возможно, остановлены навсегда. Решение Путина отгородиться от опасности и изолировать себя в Москве сильно подпортило его имидж бесстрашного и крутого лидера.
После нескольких недель царившей наверху самоуспокоенности Россия оказалась второй страной в мире по росту заражений covid-19. Выбранный лично Путиным премьер-министр Михаил Мишустин находится в больнице, как и кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков. Во время видеоконференций, организованных для обсуждения ситуации с коронавирусом, Путин выглядел, скорее, скучающим, чем озабоченным. Сочувствие никогда не было его сильной чертой.
Политические последствия могут оказаться далеко идущими. Пытаясь уйти от обвинений в свой адрес по поводу одновременной катастрофы в области здравоохранения и экономики, Путин переложил ответственность за управление в условиях кризиса на регионы, которые вынуждены теперь самостоятельно справляться с возникшими проблемами. Богатые бизнесмены, — так называемые олигархи, — вошли в образовавшуюся брешь. Именно таким образом разрушается власть лидера, а затем и полностью исчезает.
Другие политики демонстрируют такую степень безрассудной беспечности, что в результате Борис Джонсон выглядит даже предпочтительно в сравнении с ними. Президент Бразилии Жаир Болсонару достиг очередного дна безответственности, когда начал высмеивать средства индивидуальной защиты людей. В Бразилии самый высокий уровень смертности от коронавируса в Латинской Америке. Однако Болсонару предпочитает посещать вечеринки с барбекю, а не больничные палаты. Он может заплатить за это своим креслом, поскольку в этой стране процедура импичмента президента еще работает.
Тем временем в Турции коронавирус обнажил огромное количество проблем. Хрупкая в структурном отношении экономика, опустошенные гражданское общество и средства массовой информации, а также атмосфера страха, созданная Реджепом Тайипом Эрдоганом, оказались препятствиями на пути к общенациональным усилиям, а ведущие аналитики уже стали говорить о том, что власть этого султана-президента, возможно, подходит к концу.
Так, например, некоторые районы в восточной части Турции, где проживают представители курдского меньшинства и где часто происходят конфликты с центральным правительством, находятся, по имеющимся данным, в очень сложном положении. Активист и публицист из Диярбакыра Нуркан Байсал (Nurcan Baysal) рассказывает знакомую историю о том, как сотрудники системы здравоохранения боятся выходить на работу из-за отсутствия средств индивидуальной защиты. Но это еще и политическая проблема.
«Сегодня здесь проводится недостаточно тестов, не хватает врачей, отсутствует гражданское общество, а в населенных курдами городах недостаточно средств для лечения больных, зараженных коронавирусом», — отметила Байсал. Возможно, частично это связано с тем, что многие курдские врачи и медсестры были уволены в ходе организованных Эрдоганом чисток.
Центральное действующее лицо в этой глобальной драме, современный китайский император Си Цзиньпин, не собирается падать с высоты своего положения, — хотя он вполне достоит смещения с поста. Вместо этого оосмелевший председатель Си рискует проиграть игру, пытаясь превратить катастрофу в пиар-победу китайской мягкой силы, укрепляя влияние Пекина за счет ослабленных западных стран.
Неумелые действия Америки вместе с российским и европейским бессилием предлагают председателю Си мрачную возможность продвинуть вперед свою концепцию Китая как господствующей глобальной державы. Однако агрессивные, в стиле Ихэтуаньского восстания, провокации его дипломатов-антизападников и партийных работников подпитывают международную негативную реакцию.
Растет желание устроить в ответ Пекину карантин — в политической и экономической области. А это, в свою очередь, поддерживает конфронтационный и направленный на самооправдание нарратив Трампа в рамках избирательной кампании.
Трамп утверждает, что Китай хочет лишить его возможности быть избранным на второй срок. Однако как раз обратное утверждение может быть истинным. Председатель Си способен распознать полезного идиота, когда видит такового, — а перехитрить нынешнего президента не составляет большого труда. Одной мысли о том, что оппозиционная тактика Китая может помочь переизбранию Трампа, достаточно, чтобы вызвать отвращение у любого человека.