Москва — До недавнего времени футбольная команда «Динамо Брест» была мало кому известной дружиной из незаметной восточноевропейской страны, а ее единственным достижением являлась прошлогодняя победа в местной премьер-лиге. Однако белорусская лига продолжает турнир, в то время как весь остальной мир перешел на режим самоизоляции, и в этих условиях повсюду резко возрос интерес к этой команде и к белорусскому футболу в целом.
Индия, Израиль и ряд других стран, включая соседку Белоруссии Россию, купили права на показ матчей. Предприимчивая команда начала даже продавать виртуальные билеты в онлайне за 25 евро, и наградой купившим их фанатам стало то, что их фотографии прикрепляют к сидящим на стадионе манекенам.
В этом большое отличие от того, что происходит в путинской России, и эксцентричный белорусский диктатор Александр Лукашенко безо всякого стеснения рассказывает об этих различиях.
Путин вслед за всем миром ввел в стране режим самоизоляции, поскольку количество заболеваний резко выросло. Лукашенко же презрительно смеется над такими ограничениями, называя их «коронапсихозом», и продолжает экономическую и коммерческую деятельность без ограничений, несмотря на критику со стороны Всемирной организации здравоохранения.
Его заклятый враг из Москвы с наступлением кризиса укрылся в загородной резиденции и не показывается на публике, из-за чего его пресс-секретарь Дмитрий Песков был вынужден опровергать слухи о том, будто Путин «пережидает пандемию в бункере». А задиристый Лукашенко стремится как можно чаще оказываться в центре внимания.
Он продолжает играть в хоккей в присутствии болельщиков, и он перещеголял Путина, проведя 9 мая в Минске военный парад с участием тысяч военнослужащих и пожилых ветеранов войны в ознаменование победы Советского Союза над фашистской Германией. Соседняя Россия свои празднования отменила.
«В этом обезумевшем, потерявшем ориентиры мире найдутся люди, осуждающие нас…, но у нас не было выбора, — вызывающе объявил Лукашенко, выступая на параде перед тысячами зрителей на трибунах. — И пусть в этом году военный парад в Минске станет единственным на постсоветском пространстве».
Если Путин следует здравым курсом, советуя россиянам сидеть дома ради спасения жизней, то Лукашенко наслаждается ролью отрицателя covid-19. Он утверждает, что если пить водку, ходить в баню и ездить на тракторе, это поможет сдержать вирус.
Пока заявления Лукашенко о том, что «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», приносят ему дивиденды.
С марта белорусский рубль окреп по отношению к доллару на 10%, а российский рубль упал на 20 с лишним процентов. Безработица в Белоруссии составляет всего 4%, в то время как в России за последние два месяца более миллиона человек лишились работы.
Эксперты предсказывают, что из-за эпидемии коронавируса Россия может потерять почти 10 миллионов рабочих мест. И хотя Кремль выделил на поддержку российской экономики более двух триллионов рублей, экономисты заявляют, что это капля в море экономических невзгод.
«У России нет комплексной и целостной экономической политики в ответ на пандемию, — написал недавно Гюнтер Дойбер (Gunter Deuber), руководящий экономическими исследованиями в „Райффайзенбанке". — Поэтому можно сделать вывод, что политические приоритеты России заключаются в чем-то другом».
Россию охватил страх и неразбериха, поскольку в стране зафиксировано свыше 260 000 случаев заражения коронавирусом, а число инфицированных каждый день увеличивается более чем на 10 000 человек. Три российских врача выпали из окон своих больниц, предположительно после того, как выразили недовольство работой своих заведений по борьбе с пандемией. Запаниковавшие москвичи уже более шести недель безвылазно сидят в своих квартирах на самоизоляции, которая будет отменена не ранее конца мая.
Путин отошел на второй план и передал всю ответственность за борьбу с коронавирусом губернаторам регионов. В этих условиях рейтинг его популярности в начале мая опустился до рекордно низкой отметки, составив 59%, о чем сообщил независимый Левада-Центр. Результаты его опросов показывают, что более трети россиян не одобряют действия Путина в условиях коронавирусного кризиса.
Снижение цен на нефть добавило головной боли Кремлю, и нынешний кризис может стать самым серьезным вызовом Путину за все 20 лет его пребывания у штурвала российского государственного корабля. Россия на неопределенный срок отложила голосование о внесении поправок в конституцию, которые позволят Путину править страной еще два срока до 2035 года.
Пока Путин переживает и мучается, в Белоруссии все идет своим чередом. Лукашенко не отказался от проведения президентских выборов в начале августа, хотя белорусская оппозиция его критикует. Вполне вероятная победа этого бывшего директора свинофермы приведет его на шестой президентский срок, и он сможет железной рукой править Белоруссией до 2025 года.
Оригинальный белорусский диктатор, яростно соперничающий с российским лидером и даже утверждающий, что он лучше него играет в хоккей, кажется Джокером в сравнении с Путиным-Бэтменом. Но в эти пугающие времена коронавирусных войн нигилизм Джокера и его жизненная позиция под лозунгом «Живи и дай умереть» как будто одерживают верх над уважительным отношением Бэтмена к человеческому здоровью и порядочности.
Хотя Россия поступила правильно, введя жесткие ограничения и самоизоляцию, и на сей раз откровенно рассказывает гражданам об опасностях коронавируса, Кремль освистывают за его действия. Недовольные россияне готовы убить гонца, принесшего дурную весть, и кроме того, есть вполне обоснованные вопросы о том, как страна действует в условиях кризиса.
В больнице Санкт-Петербурга произошло короткое замыкание аппаратов искусственной вентиляции легких российского производства, из-за чего начался пожар и погибли шесть пациентов. Врачи работают с огромной нагрузкой, не имея в достаточном количестве средств индивидуальной защиты. Страдают малые предприятия. Многие люди боятся выходить на улицу даже на прогулку. В стране усиливается бытовое насилие.
Между тем, Белоруссия стала Швецией посткоммунистического мира, и ее беззаботность создает резкий контраст с жесткими мерами России, ставя под сомнение их обоснованность.
Неудивительно, что разгневанный Кремль полон решимости нанести ответный удар. Россия закрыла границы с Белоруссией, хотя они являются членами единого союзного государства. Главная телевизионная станция Кремля Первый канал недавно усомнилась в официальных белорусских данных о числе умерших от коронавируса, которых в Белоруссии 112 человек. Канал показал репортаж с минского кладбища, где в конце апреля резко увеличилось число свежих могил.
Этот канал также заявил, что в Белоруссии сегодня самое большое в Европе число инфицированных в расчете на душу населения. Лукашенко раскритиковал этот репортаж, назвав его фейковой новостью, и выдворил из страны подготовивших его российских журналистов. «Все сейчас думают о том, как побольнее укусить Белоруссию, потому что мы не последовали примеру остальных», — заявил он.
В Москве самоизоляцию продлили до лета, а Белоруссия остается непреклонной и свободной. В этих условиях напряженность наверняка дойдет до точки кипения. Российские границы закрыты на неопределенный срок, и кое-кто уезжает в Минск, чтобы оттуда улететь за границу, так как в Белоруссии международные аэропорты по-прежнему работают. Такая позиция Белоруссии может вызвать в России волну бунтов против самоизоляции.
Калининградская, Ярославская и некоторые другие области уже снимают ограничения вопреки рекомендациями Москвы. На этом фоне в предстоящие месяцы следует ждать новой критики и пропаганды Кремля в адрес режима Лукашенко, который отрицает коронавирус.
Но пока Москва практически ничего не может сделать, если мощный всплеск смертности не вызовет дестабилизацию в Белоруссии. Если характер действий двух стран не изменится, Джокер в итоге может стать тем, кто смеется последним.