Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Observador (Португалия): международный баланс после пандемии covid-19

© POOL / Перейти в фотобанкРабочий визит президента РФ В. Путина в Бразилию для участия саммите БРИКС
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Бразилию для участия саммите БРИКС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До победы над коронавирусом еще далеко, но уже можно с уверенностью сказать, что международные отношения претерпят существенные изменения, и мир снова станет биполярным, считает обозреватель газеты "Обсервадор".

Противостояние будет главным образом разворачиваться между Китаем, который воспользуется ситуацией для усиления внешней политики, и Соединенными Штатами, которые попытаются сохранить свою гегемонию в мире. Вокруг этих двух полюсов будут обращаться спутники: в первом случае Россия, во втором — Европейский союз. Еще до пандемии наблюдалось стремительное сближение Пекина и Москвы. В 2014 году Владимир Путин решил «развернуться на Восток», спиной к Евросоюзу и США. Этот процесс обуславливался рядом причин. Структуры китайской и российской экономик дополняют друг друга. Пекин значительно увеличил ввоз нефти и газа из Сибири, и это важный источник поступлений в российский бюджет. Из-за санкций, введенных Евросоюзом и США, Москва все больше зависит от Пекина в том, что касается импорта оборудования и технологий. Политические режимы обеих стран все сильнее сближаются, а протяженная граница требует гарантий безопасности.

Все это находит отражение в цифрах: торговый оборот между Россией и Китаем вырос с 88,8 миллиардов долларов в 2013 до 110,9 миллиардов в 2019 году. После пандемии такое сближение может ускориться. Меры по борьбе с Covid-19, снижение экспорта нефти из-за соглашения ОПЕК+, а также падение спроса на газ со стороны Европы вследствие экономического спада в Старом Свете, — все это может отрицательно сказаться на российской экономике.

Китайская экономика в свою очередь меньше страдает от коронавируса. Ее восстановление, привязанное, в частности, к строительству новой инфраструктуры и развитию отстающих западных регионов, будет способствовать росту импорта российских нефти и газа. Принимая во внимание разные темпы экономического развития двух стран, а также усиливающуюся роль Китая на международной арене, о равнозначном двустороннем сотрудничестве говорить не приходится. Помимо этого, Москва и Пекин соперничают в важном с точки зрения международной безопасности регионе — Центральной Азии. Если Россия считает бывшие советские республики в Центральной Азии зоной своего влияния, то Поднебесная уже давно начала там экономическое наступление. Китай становится все более серьезным соперником в этом ключевом для безопасности обеих стран регионе.

При таких обстоятельствах Россия перестает быть одним из полюсов международной политики, ей не удается вернуть и части того влияния, которым обладал СССР. Из-за экономического и социального кризиса, которые настигнут страну, Владимир Путин не сможет применять жесткую, агрессивную дипломатию, столь необходимую в связи с оккупацией Крыма и военным вмешательством в сирийский конфликт. У Кремля также не будет достаточных экономических и финансовых средств, чтобы продолжить укрепление своих позиций в Африке и Латинской Америке. И еще: экономический и финансовый кризис угрожает сорвать планы российского президента внутри страны. Он хотел, чтобы 2020 стал для него годом триумфа. С этой целью планировалось провести «всеобщее голосование», которое позволило бы Путину остаться у власти после 2024 года, и организовать празднование 75-й годовщины победы Красной Армии над нацизмом. Но пандемия коронавируса спутала все карты. Российским властям не удалось доказать, что созданное Путиным авторитарное государство сдерживает болезнь успешнее, чем это делают демократические режимы Европы. Наоборот, обнаружилась критичная несогласованность действий между центральными и региональными властями. Президент взял на себя раздачу субсидий, а решение проблем, возникших в связи с Covid-19, возложил на плечи правительства и региональных властей. В случае ухудшения политического и социального положения в России Путин может прибегнуть к опыту Китая в борьбе с противниками. Однако высок риск потерпеть неудачу, поскольку обстановка в России сильно отличается от ситуации в Китае. Кремль не может делать ставку на улучшение отношений с Соединенными Штатами, по крайней мере до проведения там президентских выборов, намеченных на ноябрь 2020 года.

Переизбрание Дональда Трампа не открывает перед Москвой существенных перспектив по развитию двусторонних связей, а если победит Джо Байден, то они будут еще более призрачными. Исторически русские всегда с республиканцами ладили лучше, чем с демократами. В результате пандемии ослабнет роль не только России, но и еще одного важного международного игрока — Европейского союза. Поэтому Москве и Брюсселю было бы логично наладить более тесные связи, чтобы сохранить и укрепить свой вклад в мировой баланс. Однако сложно представить, что такое произойдет в краткосрочной или даже среднесрочной перспективе. Для этого России, помимо прочего, пришлось бы остановить свою агрессию на востоке Украины и перестать делать ставку на развал Евросоюза. При этом ЕС нужно было бы обеспечить собственное выживание и выработать единую внешнеполитическую повестку.