Год назад Владимир Зеленский перешел от роли борющегося с коррупцией президента в телевизионной комедии к реальной жизни после того, как был избран новым лидером Украины в результате уверенной победы.
С того момента 42-летний г-н Зеленский добился определенного успеха. Законодатели больше не имеют иммунитета от преследования со стороны правоохранительных органов. Парламент страны одобрил новую процедуру импичмента, по которой он может сместить президента. 13 мая депутаты парламента также приняли новый закон, запрещающий возвращение национализированных банков их прежним владельцам, в том числе тому олигарху, который в прошлом году поддержал президентскую кампания г-на Зеленского.
Однако другие антикоррупционные законы утратили действенность, а отставка известных реформаторов, включая независимо настроенного генерального прокурора, а также глав налогового ведомства и таможенной службы, вызвала критику со стороны европейских официальных лиц и активистов на низовом уровне. Украина оказалась в фокусе внимания в Соединенных Штатах после того, как президент Трамп попросил г-на Зеленского расследовать деловую активность сына Джо Байдена, своего основного соперника на предстоящих выборах, этот эпизод стал основанием для начала процедуры импичмента в отношении г-на Трампа, а также ухудшил репутацию Украины в том, что касается коррупции.
«Было много обещаний в тот момент, когда (г-н Зеленский) пришел к власти, однако затем продвижение в этом направлении застопорилось, и мы даже стали свидетелями определенного отката назад», — сказала Дарья Каленюк (Daria Kaleniuk), один из основателей некоммерческой организации «Центр противодействия коррупции».
Члены команды г-на Зеленского признают, что борьба с коррупцией на Украине является сложным делом.
«Наша принципиальная позиция вызывает масштабное сопротивление со стороны коррумпированных чиновников на всех уровнях, — сказал Андрей Ермак, руководитель Офиса г-на Зеленского. — Однако мы уверенно двигаемся к достижению наших целей».
Г-н Зеленский после победы на прошлогодних выборах получил в наследство длительную историю коррупции в стране. Эта бывшая Советская Республика начала движение в направлении приватизации после объявления о своей независимости в 1991 году, однако большая часть ее материальных ценностей была захвачена влиятельными олигархами, получившими в свое распоряжение государственные активы и предприятия.
Сегодня официальные лица и экономисты говорят, что коррупция пронизала все украинское общество и была создана система, в рамках которой несложно подкупить судей и прокуроров, а подрядчики вынуждены обещать откаты, если хотят одержать победу в тендере. Обычные украинцы уже привыкли к тому, что нужно, как они говорят, делать «подарки» в надежде на то, что врач выполнит свои основные обязанности, хотя медицинское обслуживание в государственных больницах официально все еще считается бесплатным. Школьники и их родители часто вынуждены давать взятку для получения хороших оценок или для того, чтобы записаться в особые школы.
Итог оказался весьма впечатляющим. Хотя только 2% всех компаний на Украине находятся под контролем государственных чиновников или связаны с олигархами, они, по данным Всемирного банка, контролируют более одной пятой корпоративных доходов и более 25% активов всех украинских компаний. Это сокращает производительность во всей экономике, подчеркивается в исследовании Всемирного банка.
Многие украинцы настроены скептически относительно способности г-на Зеленского выполнить свои обещания и освободить их от губительного наследия прошлого.
По данным исследования, проведенного в феврале нынешнего года Киевским международным институтом социологии, 83% украинцев считают, что борьба г-на Зеленского с коррупцией закончилась провалом, тогда как в ноябре прошлого года такого мнения придерживались 69% жителей страны. Кроме того, Украина потеряла шесть мест в коррупционном рейтинге этого года, который составляет занимающаяся контролем в этой области и расположенная в Берлине организация «Транспарэнси интернешнл» (Transparency International). Сегодня Украина занимает 126 место из 180 стран из-за засилья в стране коррупции.
Не способствует этому процессу и то обстоятельство, что Украина оказалась втянутой в происходящие в Соединенных Штатах политические дебаты, тогда как именно Вашингтон ежегодно предоставляет Киеву миллионы долларов в виде финансовой помощи и военного оборудования. Г-н Трамп пытался заставить г-на Зеленского провести расследование деятельности Хантера Байдена, который входил в совет директоров компании «Бурисма груп» (Burisma Group) в тот период, когда его отец был вице-президентом. Однако г-н Зеленский заявил, что никакого давления на него не было оказано. Г-н Трамп отрицает какие-либо противоправные действия со своей стороны, как и оба Байдена.
«Когда я встретился с президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом, он заметил, что наша страна была коррумпированной в предыдущие годы, — сказал г-н Зеленский в феврале, выступая на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности. — Я сказал ему, что мы каждый день ведем борьбу с коррупцией, и, пожалуйста, перестаньте говорить, что Украина является коррумпированной страной, потому что сегодня это уже не соответствует действительности».
Некоторые активисты в области борьбы с коррупцией обеспокоены тем, что г-н Зеленский проявляет нерешительность в этом вопросе.
В марте парламент страны, находящийся под контролем партии г-на Зеленского, одобрил смещение с поста главного прокурора Руслана Рябошапку, известного и поддерживаемого Западом сторонника реформ. Г-н Зеленский критиковал его, а также другие правоохранительные ведомства за то, что они не способны быстро добиться ощутимых результатов. «Мы обещали гражданам, что одержим победу над коррупцией, — заявил г-н Зеленский в тот момент. — Но сегодня это даже не ничья».
Г-н Рябошапка защищает свою работу в качестве генерального прокурора и утверждает, что был смещен со своей должности из-за проведения масштабных реформ, включая проведение тестов на профессионализм и принципиальность, которые не смогли пройти более 700 прокуроров. Помимо этого, было возбуждено 28 уголовных дел против сотрудников правоохранительных органов, применявших пытки.
Правительство г-на Зеленского отправило в отставку хорошо зарекомендовавших себя глав таможенной службы и налогового ведомства. Эти действия г-жа Каленюк, активист кампании по борьбе с коррупцией, назвала «исходом последних реформаторов». Г-н Ермак, глава Офиса президента, заявил, что их программы не работали, поэтому правительству нужно было сменить руководство.
Эти увольнения привлекли внимание некоторых сторонников Украины на Западе. Виола фон Крамон-Таубадель (Viola von Cramon-Taubadel), вице-председатель парламентского комитета Европейский союз — Украина (European Union — Ukraine parliamentary committee), заявила в четверг в ходе онлайн-обсуждения с другими европейскими чиновниками, что Украине нужно более энергично бороться против коррупции.
«Рябошапка и многие другие реформаторы уже уволены, — сказала она. — Это нельзя назвать правильным сигналом, направленным нам, Европейскому союзу, одному из крупных спонсоров и сторонников более амбиционной повестки в области реформ».
Высокопоставленные украинские чиновники настаивают на приверженности делу борьбы с коррупцией. Новый закон о банках был многими интерпретирован как направленный против амбиций Игоря Коломойского, магната, поддержавшего г-на Зеленского в ходе президентских выборов в прошлом году и добивающегося восстановления своего контроля над Приватбанком. Этот банк был национализирован в 2016 году, а до этого г-н Коломойский и один его партнер контролировали по 45% его активов каждый.
При г-не Зеленском на Украине был принят закон о защите информаторов, а также предприняты шаги по поддержке антикоррупционных ведомств. В стране начал работу новый антикоррупционный суд. По словам г-на Ермака, двери правительства открыты для людей с новыми идеями, однако быстрых результатов он не ожидает.
«Я хочу, чтобы остался в прошлом имидж Украины как коррумпированной страны, как страны, которая не может считаться равным партнером», — подчеркнул он.
Однако первый год президента в реальной роли оказался совсем не простым. По словам Тимофея Милованова, бывшего до марта нынешнего года министром экономики Украины, он пытался убедить г-на Зеленского и членов его команды в том, что «борьба с коррупцией занимает значительно больше времени, и что существует еще много сторон, которые нужно сбалансировать».