Ровно год назад 20 мая Владимир Зеленский принес присягу, став шестым демократически избранным президентом Украины. Он одержал уверенную победу, получив 73% голосов украинских избирателей. Это был самый убедительный мандат доверия за всю 30-летнюю историю независимой Украины. Эти выборы посрамили действующего президента Петра Порошенко.
Зеленский пришел к власти на волне популистских обещаний. Он заявлял, что проведет переговоры и покончит с войной России против Украины в Донбассе. Он обещал ликвидировать коррупцию и посадить коррупционеров. Он намеревался привлечь в страну миллиарды долларов новых иностранных инвестиций. Он говорил о беспрецедентном экономическом росте, который ждет Украину при его правлении. За первые несколько недель пребывания в должности Зеленский радикально изменил состав украинского истеблишмента. Он добился проведения новых парламентских выборов, обеспечил убедительное большинство своей новорожденной партии «Слуга народа» и укомплектовал законодательную власть и правительство молодыми «варягами» — гражданами других стран. Кому-то из них не хватало опыта, а кто-то уже очень хорошо зарекомендовал себя на поприще реформ.
Зеленский назвал это «турборежимом», и в первые месяцы он подавал многообещающие сигналы о проведении реформ. Генеральная прокуратура уволила тысячи коррумпированных сотрудников. Правительство подготовило планы быстрой распродажи сотен государственных предприятий, а парламент принял закон о приватизации земли. Огромные деньги были выделены на ремонт ужасных украинских дорог. Показатели у украинской валюты стали одними из лучших мире. Возобновился обмен пленными с Россией, а неопытный премьер-министр Зеленского пообещал удвоить ВВП страны за пять лет.
Положительным моментом стало и то, что парламент со временем принял несовершенный, но исторически важный закон о приватизации земли. Теперь ее можно выбросить на мировой рынок. Провели Зеленский с парламентом и банковскую реформу, которая, если ее не отменит конституционный суд, лишит коррумпированных олигархов (включая бывшего покровителя Зеленского — миллиардера Игоря Коломойского) важной возможности. Она не даст им вернуть свою частную собственность, а именно свои в прошлом частные, а ныне национализированные банки. Это обеспечит приток в страну миллиардов долларов финансовой помощи от МВФ и Евросоюза.
Но если не считать эти позитивные моменты, Зеленский не оправдал ожиданий и не сумел реализовать свои возвышенные устремления. Он также начал действовать заодно с укоренившимися в стране влиятельными деловыми кругами и лоббистами, которых обещал ослабить.
Экономика, которая в последние два года правления Порошенко росла на четыре процента ежегодно, резко замедлила свои темпы роста. Особую тревогу вызывает резкое сокращение промышленного производства, которое в марте 2020 года продолжало свое свободное падение, показав 7,7-процентное снижение. В целом в последнем квартале 2019 года рост ВВП снизился до полутора процентов в годовом исчислении. А за первые два месяца 2020 года, когда еще не было никакой остановки предприятий из-за пандемии, ВВП упал на 0,2%. Естественно, прямые иностранные инвестиции тоже вошли в полосу застоя. А в поспешно сформированном и плохо проверенном на моральные принципы парламентском большинстве Зеленского, представленном партией «Слуга народа», начали возникать различные фракции, связанные с олигархами, а также с зависимыми от них группами и подгруппами. Эти группы придерживаются радикально противоположных мировоззрений, от социал-демократического до либертарианского.
Между тем суды продолжают сводить на нет попытки привлечь к ответственности коррумпированных чиновников. В отношении бывшего президента Порошенко начато несколько безосновательных, политически мотивированных уголовных расследований (по одному из дел его обвиняют в измене). Органы уголовной юстиции Зеленского возбудили расследования против лидеров украинского Евромайдана, которые в 2014 году организовали протесты. В рамках одного из дел антикоррупционную активистку Татьяну Черновол подозревают в убийстве. Прокуратура Украины в своем старом составе уже возбуждала против нее это дело, но потом закрыла его. Данное расследование может настроить против власти гражданских активистов и интеллигенцию. А это — самые активные и патриотические части украинского общества. Из-за их враждебности Зеленскому будет трудно эффективно управлять страной.
Давая многочисленные и нереалистичные обещания во время предвыборной кампании, Зеленский был не готов к трудностям реального руководства страной. В условиях экономического спада и существенного снижения популярности его партии он в начале 2020 года запаниковал.
Вместо того, чтобы сформировать и тонко настроить компетентное правительство реформаторов, а также найти более сильного и опытного премьер-министра, Зеленский отправил в отставку почти весь кабинет. Некоторые члены его кабинета работали весьма компетентно и запустили в дело серию настоящих реформ. Но уволив без разбора своих министров, Зеленский наглядно показал, что слабо разбирается в их замыслах и планах, а также понятия не имеет о трудностях в процессе реформ, что еще хуже.
Он еще больше усугубил ситуацию, когда назначил на должности новых министров, начинавших свою карьеру при коррумпированном режиме бывшего президента Виктора Януковича, а также сотрудников олигархов, чье влияние он прежде осуждал. В марте 2020 года Зеленский отправил в отставку генерального прокурора на том основании, что он не продвигается вперед в расследовании слабых с юридической точки зрения дел, которые имеют политическую подоплеку, в том числе сфальсифицированного дела против экс-президента Порошенко. Между тем, юрист обесчестившего себя Януковича занял пост заместителя руководителя Государственного бюро расследований. В апреле Зеленский и его окружение допустили ряд новых ошибок, уволив авторитетных реформаторов из таможенной и налоговой инспекции и проведя однодневный «поиск» кандидатов им на замену.
Чтобы хот как-то улучшить имидж своих бездеятельных новых министров, Зеленский недавно взял на работу неуравновешенного экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, назначив его в консультативный орган по реализации экономических реформ. Тем самым он создал почву для конфликтов Саакашвили с правительственной командой, которая совершенно не желает проводить реформы.
Он перетряс почти все свое правительство, но что произойдет, если через несколько месяцев рейтинги Зеленского продолжат свое снижение на фоне усиливающегося экономического спада? Он снова отправит в отставку весь кабинет? Видимо, украинского президента не страшит такая перспектива, ведь он недавно заявил, что будет увольнять министров до тех пор, пока не «создаст идеальное правительство». Несмотря на эту браваду, Зеленский фактически загнал себя в угол.
Теперь украинский президент-новичок сталкивается с более глубоким кризисом. На начальном этапе он неплохо справлялся с проблемами коронавируса, закрыв страну и добившись того, что инфицированных и умерших на Украине было намного меньше, чем в Центральной и Восточной Европе, не говоря уже о США. Однако почти полное прекращение экономической деятельности будет иметь негативные последствия, которые усилятся из-за глобальной рецессии и снижения спроса во всем мире.
Несмотря на энергичные профилактические меры по ограничению социальных контактов, включая закрытие метро и государственных школ, вторая волна коронавируса может ударить по Украине в полную силу. Получающей недостаточное финансирование украинской системе здравоохранения будет очень трудно обеспечить потребности населения. Придется мобилизовать и привлечь к общему делу все социальные и экономические ресурсы страны, начиная с работающих и вышедших на пенсию украинских медиков и организаций гражданского общества, и кончая интеллектуальной и политической элитой.
Украинская экономика наверняка сильно пострадает. Спекулятивные атаки на твердую валюту вынудили центробанк потратить более двух миллиардов долларов, что предотвратило резкое падение гривны. Если раньше за доллар давали 23 гривны, то сейчас почти 27. Во время рецессии 2008-2009 годов, когда американская экономика сократилась на 4,2%, сокращение украинской экономики составило 15%. Предстоящий спад вряд ли будет столь же драматичным, однако новое соглашение с МВФ о кредите на пять миллиардов долларов обусловлено созданием сбалансированного бюджета, в котором будут сокращены государственные расходы, необходимые в условиях трудностей в бизнесе и массовых увольнений.
Сегодня, когда в мире господствует глобальный кризис, меньше всего Зеленскому и Украине нужны партийные пристрастия и политические удары в спину, а также требующие времени и усилий инициативы, которые отвлекают внимание от неотложных проблем этой страны и не имеют шанса на успех. Прежде всего, это нескончаемые споры в Минске по поводу оккупированного Донбасса. В нынешней обстановке Минск должен отойти на второй план. Прогресс здесь невозможен, пока российский президент Владимир Путин придерживается своего замысла уничтожить украинское государство и заключить украинцев в жесткие объятия России. Путин и его бывший советник по Украине Владислав Сурков неоднократно говорили, что «Украины нет». По их мнению, украинцы это просто заблудшие представители большого русского народа.
К сожалению, Андрей Ермак, руководящий Офисом президента Украины, поддержал идею создания консультативного совета, который был утвержден представителями оккупированных территорий. Таким образом, он по сути дела признал их легитимность и то, что война с Россией на самом деле является гражданской войной в Донбассе. В этих условиях Россия кажется нейтральной третьей стороной, выступающей в роли миротворца. Такие уступки вызвали массовые демонстрации и разногласия внутри парламентской фракции Зеленского, где почти четверть его депутатов выразили несогласие с этой идеей. Возмущение и недовольство будет только усиливаться, а многотысячные демонстрации на улицах Киева лишь ослабят попытки сдержать распространение вируса.
Признание самозваных правителей оккупированных территорий не поможет мирному урегулированию в соответствии с геополитическими интересами Украины. Это лишь запутает Украину в липкой паутине интриг, которую плетет Кремль со своими марионетками. По этой причине Зеленский должен объявить, что Украина незамедлительно прекращает свое участие в минских переговорах и вернется к ним только после того, как преодолеет эпидемию и экономический кризис.
В этот опасный момент у Зеленского появилась возможность продемонстрировать понимание того, что его страна в опасности, и расставить приоритеты, усиливающие национальную солидарность. Президент Зеленский должен понять, что ему предстоит непростой выбор. Во-первых, он должен решить: либо заниматься проблемами здравоохранения и экономическим кризисом, либо бесконечно флиртовать с враждебно настроенным и не желающим идти на компромиссы Кремлем. Во-вторых, ему надо сделать выбор: делать это в одиночку со своими неопытными и непроверенными в деле советниками, или привлечь огромные украинские таланты, в том числе, из политической оппозиции.
Чтобы двигаться вперед надлежащим образом, надо сформировать правительство национального единства, которое повысит уровень профессионализма в его администрации. Это неотложная задача, потому что Зеленский лишился поддержки пятой части своей парламентской фракции и сейчас может рассчитывать только на 200 своих верных сторонников, что на 25 голосов меньше формального большинства. Чтобы провести ключевые законы о реформах, Зеленскому недавно пришлось обратиться за поддержкой к прозападным оппозиционным партиям.
Сейчас ему следует пригласить эти силы в правительство, причем не в качестве какого-то непонятного консультативного органа, а как полноправных членов администрации, ориентированных на спасение населения Украины от коронавируса, а экономики от дальнейшего спада. Правительство национального единства позволит Зеленскому воссоздать устойчивое парламентское большинство, которое исчезло, когда часть его партии охватила фракционная борьба, и она попала под влияние олигархических лобби. Имея множество разнообразных политических союзников, он будет лучше подготовлен к выработке новаторских решений и к восприятию критики за неизбежные трудности, чем сегодня, когда он работает с группой неизвестных и ничем не примечательных бюрократов.
Это непростая задача для Зеленского. Ему придется преодолеть свою неприязнь к Порошенко и к его союзникам. А еще Зеленский должен будет признать, что он со своей тесно спаянной группой адвокатов и советников из шоу-бизнеса и СМИ не в полной мере обладает теми навыками, которые необходимы для вывода Украины из надвигающегося кризиса. У Зеленского практически нет выбора, если он хочет создать эффективное правительство. Либо он обратится к людям не из своей привычной среды и изменит курс, либо станет свидетелем того, как его страна и он сам на посту президента терпят неудачу.