Перед воротами инфекционной больницы № 21 Днепропетровска, можно увидеть вереницу фургонов компании «Интерпайп», производителя труб, контролируемую Виктором Пинчуком, номером 6 в списке самых богатых людей Украины. За два последних месяца в больницу было доставлено 10 000 перчаток; почти 500 внутривенных зондов и 300 литров водно-спиртового геля; 20 концентратов кислорода, стоимостью 25 000 евро; термометры, шприцы, маски, защитные костюмы…
«Мы не отказываемся ни от какой помощи»
В разгар эпидемии сovid-19 именно частные фонды позволили этой государственной больнице, в которой в середине мая находилось 99 пациентов с коронавирусом, справиться с ситуацией. «Учитывая сложившуюся ситуацию, мы не отказываемся ни от какой помощи», — объясняет Николай Турчин, директор больницы.
Украина столкнулась с тем, что коррумпированная, устаревшая и остро нуждающиеся в финансировании система здравоохранения Украины не может противостоять эпидемии.
На Украине, где всегда с недоверием относились к этим бизнесменам, которые в большинстве своем сделали свое состояние на хаосе 90х, поддержали решение главы государства. Но спустя шесть лет после революции, частично направленной против влияния олигархов на политику страны, такое решение выглядит как признание бессилия.
«Зеленский не верит в конец олигархии», — говорит киевский политолог Владимир Фесенко. Не имея возможности нейтрализовать олигархов, «он хочет построить с ними более конструктивные отношения и призвать их на службу государству».
Олигархи едут в регионы
Бизнесмены пообещали выделить 400 миллионов евро на борьбу с эпидемией, и им поручено взять на себя кураторство над отдельной областью. Ринат Ахметов будет курировать Донецк и Луганск, на востоке страны.
Виктор Пинчук будет отвечать за Днепропетровскую область, где он оперативно создал фонд, объединяющий десятки местных компаний. Не очень хорошо дела идут в Харькове, недалеко от российской границы, где бизнесмен Александр Ярославский и губернатор области создали конкурирующие «центры по борьбе с covid-19» и обвиняют друг друга в попытках помешать друг другу.
Николай Турчин воздает должное действиям мэра Днепра, который, по его словам, «понимал, что эпидемия надвигается». Государственные деньги позволили приобрести пятнадцать аппаратов ИВЛ, в дополнение к пяти которые были в больнице, два из которых остались еще с советских времен. «Но, конечно, ситуация была бы намного хуже без поддержки частных спонсоров», — признает Турчин, говоря о «колоссальных расходах» на средства защиты.
Оправдает ли себя стратегия президента Украины? Трудно сказать. Массового заражения в конечном итоге не произошло: в середине мая в Украине было чуть более 18 000 случаев, в то время как во Франции постепенно начали снимать карантин. По крайней мере, это позволило вездесущим фигурам политической и экономической жизни страны получить благодарность от правительства и рекламу на контролируемых ими телеканалах.