— Москва готовится к встрече БРИКС и к заседанию ШОС в Санкт-Петербурге, как и планировалось
— Это будет первый зарубежный визит китайского руководителя после удара коронавируса, и он может дать толчок укреплению двустороннего альянса на фоне усиливающейся негативной реакции из-за пандемии
Свой первый зарубежный визит после удара коронавируса председатель Си Цзиньпин может нанести в Россию, поскольку та не намерена отказываться от проведения двух запланированных региональных саммитов. Это придаст сил двустороннему альянсу в условиях усиливающейся негативной реакции из-за пандемии.
Посол России в Китае Андрей Денисов подтвердил этот график и сказал, что сейчас идет обсуждение визита президента Владимира Путина в Китай, который может состояться в сентябре, хотя точная дата пока не определена.
«Мы по-прежнему надеемся… что чуть позже в этом году, может, во второй половине года у нас появятся возможности для визитов двух лидеров друг к другу, как сюда, в Китай, так и в Россию», — сказал Денисов, давая в среду пресс-конференцию по видео.
Ожидается, что Путин в середине июля проведет в Санкт-Петербурге саммит лидеров БРИКС (объединение развивающихся экономик в составе Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки), а также встречу Шанхайской организации сотрудничества, которая является региональным экономическим и военным блоком.
Москва заявила, что готовится к проведению обоих саммитов, как и планировала. На прошлой неделе российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил своим коллегам из этих организаций по видеосвязи, что на ключевых заседаниях в этом году, в том числе, на саммитах БРИКС и ШОС, планируются «полномасштабные встречи лицом к лицу».
С 2013 года, когда Си пришел к власти, он наладил с Путиным близкие личные отношения, встретившись с ним более 30 раз. Китайский лидер назвал Путина своим «лучшим другом» перед своим государственным визитом в Москву в прошлом году, и на той встрече руководители двух стран объявили о развитии двусторонних связей до «уровня всестороннего стратегического партнерства и взаимодействия в новую эпоху», с особым вниманием к сотрудничеству в сфере безопасности.
С марта Си и Путин трижды разговаривали по телефону. Пекин сегодня все чаще критикуют за его действия в условиях вспышки коронавируса, и Путин стал единственным из числа ведущих мировых лидеров, кто осудил Соединенные Штаты за то, что они обвинили в пандемии Китай.
Были опасения, что коронавирусный кризис омрачит отношения между двумя странами, отчасти из-за того, что Москва еще в январе закрыла границу с Китаем, несмотря на возражения Пекина. Коронавирусом, который первоначально появился в декабре прошлого года в центральном китайском городе Ухане, в России заразилось более 308 000 человек. А умерло от него почти 3 000.
Некоторые обозреватели предупреждают, что на двусторонних связях может негативно отразиться падение нефтяных цен и спад в мировой экономике.
В среду посол Денисов сказал, что объем двусторонней торговли в этом году может быть ниже ожидаемого из-за пандемии, однако спад не будет «сильным».
В первом квартале Россия обогнала Бразилию и стала десятым по объемам товарооборота торговым партнером КНР, поскольку он вырос на 3,4%. Российский экспорт в Китай увеличился на 17,3%, а китайский в Россию уменьшился на 14,6%.
Вместе с тем, Денисов отметил, что крах нефтяных цен и вызванный пандемией экономический спад, который снизил в Китае спрос на энергоресурсы, могут навредить «стратегически важному» сотрудничеству в этой области, которое будет трудно восстановить.
В 2017 году Китай обогнал США и стал самым крупным в мире импортером нефти, а также вышел на второе место в мире по импорту сжиженного природного газа, отставая только от Японии.
В прошлом году КНР установила рекорд, импортировав 506 миллионов тонн нефти. Главными поставщиками для Китая стали Саудовская Аравия и Россия. В декабре Китай и Россия открыли новый газопровод «Сила Сибири» стоимостью 55 миллиардов долларов, по которому на север Китая будут перекачивать по 38 миллиардов кубометров российского газа в год.
По словам Денисова, пандемия также вывела на первый план безотлагательную потребность в диверсификации двусторонней торговли, которая не должна ограничиваться энергоресурсами, и может охватить другие отрасли, такие как передовые технологии. «Например, переработка нефти в обеих странах с использованием самых передовых технологий наверняка поможет нам преодолеть те трудности, с которыми мы сталкиваемся, — сказал посол. — В силу объективных обстоятельств будет очень трудно вернуться на тот же уровень сотрудничества в нефтегазовой области, но мы постараемся».