Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас то одна, то другая страна хвастается новейшими «суперподлодками». Svenska Dagbladet рассказывает о пяти самых необычных подводных лодках, когда-либо ходивших в мировом океане, — от японского подводного авианосца до субмарины американской Конфедерации с взрывчаткой на шесте.

Какими были предшественники шведской «суперподлодки»? История полна субмарин с захватывающей судьбой. Svenska Dagbladet рассказывает о пяти самых необычных и легендарных подлодках, когда-либо ходивших в мировом океане.

Среди них — французское подводное боевое судно, сверхсекретная японская подлодка-гигант и устрашающая участница американской гражданской войны.

1. Французский подводный «боевой корабль» исчез бесследно

Французскую подводную лодку «Сюркуф» спустили на воду в 1927 году, и тогда она была самой большой и тяжелой подлодкой в мире. Длина ее составляла 110 метров, экипаж состоял из 118 человек, а погружаться она могла на глубину около 80 метров.

Тогдашние эксперты называли ее «подводным боевым кораблем», потому что судно было оборудовано двумя пушками калибром 23 сантиметра. Помимо этого, Surcouf была оснащена множеством зенитных пулеметов и торпед.

На подлодке даже было место для самолета и моторной лодки.

С самого начала необычное судно страдало от ряда серьезных проблем. Подлодке требовалось целых две минуты на то, чтобы погрузиться на 12 метров, а значит, она была уязвима для атак с воздуха.

Когда началась Вторая мировая война и нацистская Германия в 1939 году вторглась в Польшу, «Сюркуф» привели в боевую готовность. Летом 1940 года Гитлер добрался до Франции, и французская подлодка отправилась в британский Плимут. В то время «Сюркуф» входила в состав Свободных французских сил, возглавляемых генералом Шарлем де Голлем.

Что только не происходило с этой подлодкой во время Второй мировой войны! Ее главной задачей была транспортировка высокопоставленных лиц по всему земному шару.

Ночью 18 февраля 1942 года случилось нечто странное. Экипаж американского грузового судна «Томпсон Лайкс», которое как раз шло через Бермудский треугольник, сообщил, что они наткнулись на большой предмет, видневшийся невысоко над поверхностью. Многие считали, что это и была «Сюркуф», которая так никогда больше и не появилась.

Вокруг французской подлодки возникло множество конспирологических теорий. Одна из самых известных заключалась в том, что ее потопил американский истребитель, пока она передавала предметы первой необходимости на подлодку немцев.

Ее так никогда и не нашли, и судьба «Сюркуф» до сих пор остается загадкой.

«Сюркуф» была огромной, но история знает подводные суда и побольше.

2. Японский гигант скрывал три бомбардировщика

К январю 1945 года ветра войны уже давно не были попутными для императорской Японии. В полном отчаянии японские вооруженные силы разработали несколько стратегий, чтобы попытаться переломить безнадежное положение. Помимо знаменитых пилотов-камикадзе, у Японии была подлодка «Сентоку» I-401.

Даже по нынешним меркам это подводное судно было настоящим гигантом. Подлодка длиной в 122 метра вмещала в себя три бомбардировщика. Самолеты могли подниматься в воздух с палубы этой единственной в мире подлодки-авианосца.

Экипаж состоял из 144 моряков, а погружалась подлодка на 100 метров.

Она была третьей в своем роде. Ее сестер I-400 и I-402 спустили на воду еще в 1944 году.

Главной задачей судна было атаковать материковые территории США. После того как американцы несколько раз бомбили Токио, многие высокопоставленные японские офицеры стали взывать о мести. Согласно плану, I-401 должна была участвовать в биологической атаке на Сан-Диего. Японские ученые еще в 1930-х годах убивали китайских военнопленных бубонной чумой, и именно ее-то и хотели сбросить на западное побережье США с помощью самолетов из недр I-401.

Намерение начать биологическую войну против США так никогда и не было реализовано, потому что японское командование опасалось мести американцев.

Вместо этого I-401 получила задание бомбить шлюзы Панамского канала, мешая американцам свободно перемещаться между Атлантическим и Тихим океанами. Однако после падения Окинавы японский флот решил, что атаки на Панамский канал не повлияют на исход войны. Зато гигантские подлодки были нужны для защиты самой Японии.

Когда император Хирохито после атомных бомбардировок Нагасаки и Хиросимы признал капитуляцию Японии, I-401 сдалась американской подлодке Segundo.

В 1946 году американский флот затопил «Сентоку» вместе со множеством других японских кораблей, чтобы не дать технологиям попасть в руки СССР.

В 2005 году группа американских ученых нашла ее остов на глубине 820 метров.

3. Подлодка Конфедерации, оснащенная шестом

Война между северными и южными штатами была в самом разгаре, когда изобретатель Хорас Лоусон Ханли (Horace Lawson Hunley) представил свое революционное детище — подводную лодку «Х.Л. Ханли», которая передвигалась под водой, скрываясь от глаз врага.

Судно построили для Конфедерации (южных штатов США).

Оно стало первой в мире подводной лодкой, потопившей вражеский корабль, — и, вероятно, вообще одним из первых полноценных подводных судов. Водолазные колокола существовали уже несколько сотен лет, но «Х.Л. Ханли» передвигалась с помощью винта и имела сигарообразную форму.

Внутреннее пространство подлодки, где теснились семь членов экипажа, вручную крутивших винт, несомненно, располагало к клаустрофобии. На борту также было место для офицера, который управлял судном.

Подлодка была оснащена шестом длиной в 6,7 метра, на конце которого закрепляли взрывчатку. Она должна была детонировать при столкновении с корпусом обычного корабля.

Серьезные неполадки начались еще во время испытаний. Однажды капитан случайно погрузился с незадраенными люками, и пятеро из семерых членов экипажа утонули. В 1863 году, во время еще одного испытания, вместе с семью моряками погиб и сам Ханли. Подлодку подобрал флот Конфедерации, и ее продолжили готовить к службе.

Ночью 17 февраля 1864 года настало время первого задания. Флот северных штатов уже давно плотно блокировал город Чарльстон. Под покровом ночи «Х.Л. Ханли» приблизилась к боевому кораблю «Хусатоник». Караульные заметили подлодку, и начали обстреливать ее из ружей. Несмотря на это, «Х.Л. Ханли» удалось подойти к «Хусатонику» вплотную. Последовал взрыв, и корабль быстро затонул.

Дальнейшее покрыто мраком. Ясно одно: с задания «Х.Л. Ханли» так и не вернулась. Она затонула вместе с экипажем — возможно, во время взрыва. Конфедерация, правда, утверждала, что подводная лодка посылала «сигналы» в виде голубого света, а это могло значить, что «Х.Л. Ханли» затонула не из-за взрыва.

В 2000 году, 136 лет спустя, субмарину подняли со дна океана. Сегодня «Х.Л. Ханли» находится в Историческом центре Уоррена Лэша в Южной Каролине.

Но пора рассказать о подводной лодке, которая за свою карьеру затопила гораздо больше кораблей.

4. Ужас Атлантического океана — гордость Гитлера

Мало о каких подводных лодках во Вторую мировую войну говорили так много, как о немецкой U-47. И с ее капитаном Гюнтером Прином (Günther Prien) легенд связано не меньше.

Это была подлодка типа VIIB, к которому относились рабочие лошадки немецкого подводного флота. U-47 была принята на вооружение в 1938 году. Ее экипаж состоял из 45 матросов и офицеров. В ходе испытаний подлодка погружалась на 230 метров, но, предположительно, могла уходить на глубину вплоть до 295 метров. U-47 была оснащена торпедными установками на носу и корме, а также орудием для надводных атак.

U-47 вышла из порта Вильгельмсхафена 18 августа 1939 года — за две с лишним недели до того, как нацистская Германия вторглась в Польшу. Ее отправили в море на случай, если Франция и Великобритания решат сдержать обещание, данное полякам.

3 сентября Великобритания и Франция объявили нацистской Германии войну. Вскоре после этого U-47 получила приказ атаковать корабли союзников в Бискайском заливе. И вот уже один за другим были затоплены торговые суда «Босния», «Рио-Карло» и «Гертевон».

Второе задание U-47 закрепило ее славу. Британскую военно-морскую базу у Скапа-Флоу очень хорошо охраняли. Здесь стоял на якоре самый большой боевой корабль британского флота. Вход в бухту был заминирован и перегорожен противолодочной сетью. Береговая артиллерия и противолодочные корабли были всегда наготове. Несмотря на это, U-47 ночью 18 октября 1939 года удалось подобраться к берегу незамеченной. В какой-то момент силуэт лодки осветили фары автомобиля такси, но водитель, по-видимому, ничего не заметил.

U-47 нацелилась на боевой корабль «Роял Оак», великана весом в 30 450 тонн, построенного еще во время Первой мировой войны. Подлодка выпустила две торпеды в сторону 189-метрового корабля. Но они просто ударились о его киль, не нанеся никакого вреда: детонаторы не сработали. Капитан Прин перезарядил орудия, и три следующие торпеды выполнили свою назначение. Через пятнадцать минут «Роял Оак» затонул. Более 800 членов его экипажа погибли.

Поначалу британцы даже не поняли, что военно-морскую базу атакуют, — они предположили, что корабль взорвался из-за какого-то несчастного случая. А когда до них дошло, что происходит, U-47 уже незаметно вышла из залива в открытое море.

Пропаганда устрашения была бесценна, и диктатор Адольф Гитлер и его министр пропаганды Йозеф Геббельс незамедлительно воспользовались этим происшествием. За одну ночь Прин стал национальным героем, его доклад о подвиге показывали в кинотеатрах Третьего рейха. Капитана наградили высочайшим военным орденом нацистской Германии — Рыцарским крестом Железного креста. Остальных членов экипажа удостоили Железного креста первой степени.

Во время десятого рейда U-47 бесследно исчезла. Одна из популярных теорий заключается в том, что она подорвалась на мине или угодила под одну из своих собственных торпед. Ее так и не нашли.

5. Потопила всех — в том числе и себя

«Тэнг» была одной из самых известных подлодок американского флота. Многие говорили, что за Вторую мировую войну она потопила больше кораблей, чем любая другая подводная лодка америкацев. «Тэнг» действовала в Тихом океане, а ее главное задачей было уничтожать японские торговые корабли.

Подлодка относилась к типу «Балао» — классу самых больших подводных лодок американского флота. Теоретически она могла погрузиться на 187 метров, избегая повреждений из-за давления воды.

В ночь на 11 октября «Тэнг» нацелилась на два японских торговых корабля и потопила их. Двумя неделями позже подлодка натолкнулась на большой японский конвой под охраной множества противолодочных кораблей. Под покровом темноты «Тэнг» удалось пробраться в самую середину конвоя. Цели выбирались тщательно и правильно — и вот уже многие японские суда горели.

25 октября «Тэнг» выпустила свою последнюю торпеду, но вместо того чтобы отправиться в сторону вражеского корабля, та завертелась и поразила саму подлодку в корму. «Тэнг» беспомощно пошла ко дну и ударилась о него на глубине 55 метров.

Однако 30 членам экипажа каким-то чудом удалось выжить, запершись в переднем отсеке лодки, в котором не успели образоваться протечки. Моряки уничтожили секретные документы и приготовились всплывать на поверхность. Но внезапно они услышали звук винтов. Это японский противолодочный корабль искал «Тэнг». Несколько минут подлодку атаковали глубинными бомбами, но ни одна из них не попала в цель, и японский корабль ушел.

Экипаж приготовился покинуть лодку через люк в носу. Чтобы пережить 55-метровый подъем, моряки использовали баллоны с кислородом, которые, к счастью, тоже располагались в передней части лодки. Один за другим они покидали поврежденную субмарину, но выжили лишь пятеро. Их подобрал японский корабль, и они оставались в плену до самого конца войны.

Существует еще одна подлодка с необычным люком — шведской конструкции.

6. Много дебатов вокруг новой шведской суперподлодки

Подлодку «Сааб» A26 называют непотопляемой. Ее сконструировали на замену устаревшим подлодкам класса «Сёдерманланд». A26 ходит на двигателе Стирлинга — по мнению Saab, одном из самых тихих из доступных сейчас на рынке. Подлодка может погружаться на глубину около 200 метров и в первую очередь приспособлена для шведских вод.

Многие подробности конструкции судна держатся в тайне, но вот вокруг шлюза в его передней части разразились дебаты. По словам одного эксперта, с которым беседовала Svenska Dagbladet, эффективно использовать этот шлюз не получится. Когда подлодка ложится на дно, она поднимает облако песка и глины. Если люк открыть, в него может попасть грязь, из-за которой закрыть его снова будет уже сложно.