Через шесть месяцев США выйдут из Договора по открытому небу, если Россия не перестанет его нарушать. Так заявил сегодня президент Дональд Трамп. Нельзя сказать, что это было совсем неожиданно, но такая перспектива заставила мировых лидеров поежиться.
Впервые заключить Договор по открытому небу предложил Дуайт Эйзенхауэр в июле 1955 года. Если бы страны могли совершать наблюдательные полеты над территориями друг друга, это уменьшило бы риск военного недопонимания и ядерной войны. Тогдашний лидер Советского Союза Никита Хрущев ответил отказом. И в этом нет ничего странного, ведь в те времена у США было гораздо больше возможностей следить за СССР, чем у СССР — следить за США, так что США в любом случае выиграли бы от этого договора больше.
Договору пришлось подождать до самого 2002 года, когда, наконец, подписавшие его страны смогли начать наблюдательные полеты. Это стало важной частью глобальной работы по ядерному разоружению.
Предоставлять странам-участницам ценную информацию
Сегодня может показаться, что договор утратил актуальность, особенно с точки зрения американцев. Конечно, кое-какую информацию они до сих пор могут получить, только летая на оснащенных датчиками самолетах над территорией России. Но самолеты, оговоренные в Договоре по открытому небу, уже устарели, а большую часть данных теперь собирают космические спутники. Вместо того чтобы добиваться разрешения на полет в рамках Договора, США могут использовать любой из сотни своих военных спутников, чтобы фотографировать Россию.
Велик риск, что Россия последует примеру США
Так что больше всего решение Трампа опасно не собственно выходом США из договора. Опаснее всего, что Россия может сделать то же самое. Тогда целый ряд европейских стран, чьи возможности спутникового наблюдения сильно ограничены, больше не смогут следить за ядерной деятельностью России. Вот почему европейские лидеры против выхода из Договора США.
Посмотрим, что будет через шесть месяцев. Если Трамп поступит так, как объявил сегодня, это будет третий за время его президентства выход из договора, заключенного в рамках работы по разоружению и контролю над оружием.
Два года назад США отказались от ядерного соглашения с Ираном, а в прошлом году вышли из ДРСМД, запрещающего ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования. На следующий день за американцами последовала и Россия.
Похоже, Трамп выйдет и из четвертого по счету договора о разоружении
Мировые лидеры сейчас обратили свои взоры на последний из крупных договоров, ограничивающих ядерные арсеналы двух стран, куда США все еще входят, — СНВ-III.
Согласно ему, США и Россия могут иметь по максимум 1550 ядерных боеголовок. Но срок действия этого договора истекает в феврале, а Дональд Трамп уже давно говорит, что не станет его продлевать, если новую версию не подпишет также и Китай.
Интерес Китая к этой затее до сих пор был, мягко говоря, умеренным, и есть все больше признаков того, что США при президенте Трампе успеют выйти из четырех договоров по контролю над ядерными вооружениями и снижению их количества.