Как подчеркивает ИА «Фарс», на решение президента США Дональда Трампа о выходе из соглашения «Открытое небо» немедленно отреагировали все важнейшие международные игроки.
Россия, в частности, это решение США покинуть «Открытое небо» назвала «откровенным ударом по всей системе международной безопасности», и прежде всего, «ударом по безопасности Европы».
Не оставили его без внимания и обычно молчащие в таких случаях европейские союзники США. Даже в НАТО заявили, что должны будут собрать срочное заседание, на котором «изучат данное намерение Соединенных Штатов».
Правительство США во главе с Дональдом Трампом оповестило своих международных партнеров о желании Вашингтона выйти из договора «Открытое небо» в минувший четверг.
Что же собственно, случилось, и почему этот шаг США может действительно иметь достаточно серьезные последствия?
Напомним, что международное соглашение «Открытое небо» позволяло странам, его подписавшим, пользоваться воздушным пространством стран-партнеров по договору для изучения и контроля за состоянием вооружения. Но не является ли оно в XXI веке, в век новых технологий слежения и космических спутников пустой формальностью? Ведь и без него уже не может быть секретом наличие у той или иной страны того или иного опасного вооружения! И так ли уж важен этот шаг Дональда Трампа, давно показавшего миру, что суть его политики — освободить США от всех международных обязательств, которые связывают его страну, и главное, от обязательств финансовых?
Однако не все было так просто. Сначала США выступили с обвинениями против России, которая якобы «злоупотребляла» данным соглашением, и подрывала, таким образом, международную безопасность, и прежде всего, безопасность самих США, которые именно в силу этой причины объявили, что «вынуждены» покинуть договор.
Таким образом, подходящий «предлог» вроде бы найден. Виноватой снова оказалась Россия — так бывало уже не раз, что при президентах-демократах, что при республиканцах.
В целом, все эти предположения оправдались, хотя у каждого были свои мотивы: оппоненты Трампа в Конгрессе не упускают случая лишний раз выступить с критикой президента и набрать дополнительные очки в предвыборном противостоянии. В Европе же снова заговорили об обеспокоенности, но не за международную безопасность, а о том, что она снова остается брошенной американским партнером на произвол судьбы и оказывается «один на один» с непредсказуемой Россией.
Впрочем, Россия, также во всем и всегда «плохая» не только для США, но и для Европы, как раз выступила с критикой США, с теми мотивами, что пострадает, прежде всего, система коллективной международной безопасности, с таким трудом выстроенная после холодной войны. И ни слова не сказала о безопасности своей собственной. Глава российского МИДа Сергей Лавров, комментируя решение «заокеанского партнера», заявил, что, по мнению следивших за ситуацией экспертов, решение (о выходе США из договоренностей по «Открытому небу») было принято заранее, и что в таких предположениях «действительно была определенная часть реальности». Глава дипломатического ведомства России добавил, что и в его стране пришли к тому же мнению, исходя из всех контактов России с США, другими государствами-членами НАТО и другими государствами-участниками данного договора.
При этом министр иностранных дел России добавил, что ответные меры Москвы на «вероятно, заранее принятое Вашингтоном решение», будут зависеть от того, как именно оно будет выполняться, а также о того, как поведут себя партнеры Вашингтона в НАТО — последуют ли они примеру США или нет. И тогда, по мнению высокопоставленного российского дипломата, и выявится истинный смысл решения США.
Соглашение под названием «Открытое небо» подписали, как известно, далеко не только Россия и США — его участниками являются 35 государств, которые, согласно договору, имеют право осуществлять наблюдательные и инспекционные полеты над территориями стран-партнеров по данному договору. Действительно — первыми его подписали и ратифицировали Россия и США. Подписано оно было в 1992 году, а с 1 января 2002 года вступило в силу.
Цель этого договора на самом деле, в XXI веке больше символическая, нежели реальная: действительно, при современных средствах слежения можно быть прекрасно осведомленным о том, как, какое вооружение и где сосредотачивает страна-партнер, безо всякого договора. Однако оно не потеряло своего морального значения, так как представляет собой очень важный символ — символ готовности стран доверять друг другу, готовности к взаимопониманию и готовности действительно к «другим отношениям» между собой, не основанным на языке угроз.
Есть и еще важный вопрос — означает ли вероятный выход из договора США их желание в самом ближайшем будущем на самом деле развязать реальную «горячую войну»? Также вряд ли: Дональд Трамп уже не раз имел возможность это сделать примерно в тех же условиях, когда его предшественники на это решались. Но он не решился — за первый срок своего президентства, и есть основания предполагать, что не решится сделать это и во время второго срока, разумеется, если останется президентом. Но признать необходимость новых международных отношений, основанных на взаимном доверии, а не сдерживании и угрозах, новому или «новому старому» хозяину Белого дома все же придется. Придется потому, чтобы не оказаться «глобальным изгоем», поскольку глобальным лидером США уже давно не являются, и это признают даже в команде Трампа. Что же касается финансовой стороны вопроса, о чем так переживает сам Трамп, то в любом случае, членство в Договоре «Открытое небо» или каком-то ином по названию, но схожем по цели, в любом случае обойдется США куда дешевле, чем развязывание реальной «горячей войны».