Из-за действий генерального прокурора и заявления президента наше государство вступает в американскую избирательную кампанию на стороне одного из кандидатов в президенты. К тому же делает это, уже имея печальный опыт «участия» в попытке импичмента американского президента.
«Не последний звонок»
«Считаю, что это не последний звонок, который увидят украинцы… Генеральный прокурор Украины еще вчера зарегистрировала уголовное производство по заявлению депутата Деркача, (эту историю) будут расследовать», — заявил в среду на пресс-конференции Владимир Зеленский. С этими фразами Украина вновь превратилась в игрока предвыборной гонки в США.
История эта началась днем раньше, когда внефракционный народный депутат Андрей Деркач (бывший член Партии регионов) провел пресс-конференцию, где обнародовал аудиозапись, на которой человек с голосом похожим на президента Петра Порошенко сообщает человеку с голосом вице-президента США Джо Байдена об увольнении генпрокурора Виктора Шокина и рассказывает об реформах, на проведении которых настаивают в США.
Разговор очень похож на настоящие переговоры политиков, впрочем, в партии Порошенко «Европейская солидарность» подлинность записей отрицают, назвав их «российской провокацией, которая не имеет ничего общего с действительностью».
Деркач настаивает, что записи «свидетельствуют о фактах международной коррупции и госизмене на высшем государственном уровне» и «четко показывают…, что Украиной руководил Байден».
Речь идет о событиях 2016 года, когда во время визита в Киев Джо Байден выдвинул жесткое требование освободить действующего на тот момент генерального прокурора Виктора Шокина от должности, сделав это условием для предоставления Соединенными Штатами государственных гарантий с целью выдачи кредита на сумму один миллиард долларов.
Ранее Байден уже признавался, что прибегал к такому шантажу. В 2018 году, выступая в Совете по международным отношениям США, бывший вице —президент рассказал, что поставил украинскую власть перед жестким выбором. «Я сказал: я уезжаю через шесть часов, если ваш генпрокурор не будет уволен до того времени, вы не получаете денег. И тот сукин сын был освобожден. А на его место поставили того, кому на то время доверяли», — рассказал Байден.
Именно поэтому новые записи не были сенсационными. Однако уже в тот же день офис генпрокурора открыл уголовное производство по статье о государственной измене и злоупотреблении властью или служебным положением, а Владимир Зеленский на пресс-конференции подтвердил: он «знает, что это может быть квалифицировано как государственная измена».
Назад, к Украгейту
Эти события моментально вернули Украину в американскую внутреннюю политику и медиапространство. Эту информацию подхватили ведущие американские СМИ и политические игроки. А их комментариев было достаточно для вывода, что новый Украгейт становится реальной перспективой.
«Это (обнародование Деркачом аудиозаписей) является лишь вершиной айсберга», — цитирует The Washington Post адвоката Трампа Рудольфа Джулиани, а сын президента США Дональд Трамп-младший запустил видео с комментариями о том, что это «не лучший разговор» для американского чиновника.
Украина не впервые оказывается в водовороте американских предвыборных баталий. Впрочем, заявление Зеленского приводит нас к ситуации, худшей, чем когда-либо. До сих пор Украину воспринимали в роли «объекта атаки Трампа». Теперь Киев «атакует» самостоятельно.
По сути, Владимир Зеленский сделал шаг к тому, чтобы стать игроком американской предвыборной кампании на стороне одного из кандидатов, действующего президента Дональда Трампа
Ведь раньше от ГПУ уже требовали возбудить дело, в котором фигурировала бы фамилия Байдена, сына бывшего вице-президента США. Теперь президент Зеленский лично заявляет о том, что начато уголовное производство, в котором к тому же присутствует уже не сын Джо Байдена, а он сам.
История, которая не учит
Минувший год в отношениях Украины и США был, мягко говоря, непростым. За попытку новой украинской власти наладить неформальный диалог с Белым домом через адвоката Трампа Рудольфа Джулиани Украина оказалась в центре скандала, который получил неформальное название Украгейт.
Сейчас американские медиа уже обращают внимание на то, что в декабре 2019 года, во время последнего визита в Киев, Джулиани встречался с Андреем Деркачем — тем самым депутатом, ныне обнародовавшим записи разговоров Порошенко и Байдена. Предыдущая волна этого скандала стала основанием для процедуры импичмента в отношении президента США. Она завершилась победой Трампа — но Украина в этой истории только потеряла.
Как минимум можно констатировать, что антиукраинские настроения стали распространенными в Республиканской партии, среди так называемого «ядерного» электората Дональда Трампа.
Что же теперь подтолкнуло президента Зеленского к рискованному шагу? Ведь, начиная с лета прошлого года, он лично приложил немало усилий, чтобы вывести Украину из американской политики.
Причем в последние месяцы Зеленский и его коммуникационная команда действовали вполне корректно. Президент избегал любых комментариев относительно Байдена и своих договоренностей с Трампом. Подчеркивал, что Украина не играла и не будет играть на стороне одного из кандидатов. Акцентировал, что нам важна двухпартийная поддержка Соединенных Штатов. То есть делал именно то, что ему советовали дипломаты и эксперты (в том числе на страницах ЕП).
В конце концов, Украине удалось избежать наихудшего и отыграть значительную часть репутационных потерь. Но теперь мы рискуем потерять все. Почему так случилось — наверняка может знать только сам президент. Однако очень похоже на то, что Зеленский оказался пешкой в чужой игре. Не обязательно только американской.
Очень похоже, что его желание «наказать Порошенко» используется для превращения Украины в игрока американской политики.
Дело в том, что эти действия генпрокуратуры могут показаться безопасными. Ни о каких формальных обвинениях против Байдена речь не идет. Это производство «фактов», и даже если оно когда-то дойдет до предъявления подозрения (оставим в стороне вопрос его обоснованности), то оно будет адресовано Порошенко, а не экс вице-президенту США.
Однако достаточно вспомнить события прошлой осени, чтобы утверждать: для американских политических процессов это не имеет решающего значения.
В США будет озвучено, что есть уголовное дело, которое публично «поддержал» президент Украины, и в ней фигурирует Байден. Что даже украинская прокуратура (которую возглавляет соратница президента Украины) считает, что Байден давил на украинского лидера, подталкивая того к «действиям с признаками государственной измены», а значит, кандидат в президенты США злоупотреблял властью.
Что делать?
Неизвестно, кто именно убедил президента Зеленского в приемлемости процесса, который бьет не только по его предшественнику, но и по финалисту американских выборов. Но даже если такого внешнего игрока не было, а происходящее является личной инициативой Зеленского — это уже не имеет значения.
Президент (а вместе с ним и вся страна) встал на очень опасный путь. К счастью, еще не поздно остановиться. Хотя новая серия Украгейта уже вызвала реакцию в США, у Украины еще существуют возможности «включить задний ход».
Стоит старательно избегать любых заявлений, которые могут трактоваться как поддержка одного из кандидатов, взвешивать каждое слово. Воздержаться от «импровизаций» на эту тему по крайней мере до момента выборов. А если уж и вспоминать про США — то каждый раз подчеркивать важность двухпартийной поддержки, и на этом ставить точку.
При этом каждое новое заявление украинского чиновника (от президента до обычного прокурора), каждое упоминание об уголовном деле, в котором фигурирует Байден, стремительно приближают нас к точке невозврата.
Причем у истоков этого процесса будет стоять лично президент Зеленский. Несколькими неосторожными фразами на пресс-конференции двадцатого мая он твердо закрепил за собой эту не очень почетную роль.