Хроника скандала
Началом проблемы явилось вынесение решения одного из украинских судов по делу бывшего генерального прокурора Виктора Шокина против Байдена. В этом деле дополнительным решением судьи обвиняемым был объявлен лично бывший вице-президент США, а ныне кандидат на пост президента Джо Байден.
Само по себе это решение уже могло негативно повлиять на отношения двух наших стран, но впоследствии события перешли на новый уровень и стали развиваться довольно стремительно.
Во вторник, девятнадцатого мая, народный депутат Украины Андрей Деркач обнародовал пленки разговоров Байдена и бывшего президента Украины Петра Порошенко.
Собственно, Деркач уже давно настаивал на необходимости расследования деятельности Байдена относительно Украины и даже создания специальной комиссии для этой цели. Такие события происходили уже некоторое время, но пресс-конференция с обнародованием пленок стала новым этапом эскалации процесса.
Ни решение отдельного суда в определенном деле, ни заявления одного народного депутата еще не создавали сами по себе угрозы для отношений Украины и США. Угроза стала явной, когда события на следующий день, двадцатого мая, прокомментировал на своей пресс-конференции, президент Украины Владимир Зеленский.
Журналисты вполне естественно хотели услышать его комментарии относительно последних событий. Президент высказался в таком духе, что это его не удивляет, что еще будут новые «звоночки», разговоры, о которых мы впоследствии узнаем, и что это дело нужно рассматривать.
Фокус в его комментариях касался прежнего украинского президента.
Но сложилось вполне логичное впечатление, что Зеленский одобрительно относится к рассмотрению роли Байдена.
С того момента мы не слышали новых объяснений от Офиса президента, поэтому должны отталкиваться от самой пресс-конференции.
Тем более, что высказанное Зеленским предположение о неправомерных действиях со стороны нынешнего кандидата на пост президента США, составляют проблему для двусторонних отношений и могут привести к их ухудшению.
Кому выгодно?
Итак, что это было? Вырисовывается несколько основных версий. Первая заключается в том, что Зеленский вполне сознательно бросил тень на Байдена. Если так, то возникает вопрос: зачем? Здесь появляется проблема с поиском возможных убедительных ответов. Один из доминирующих — это возможная попытка со стороны Зеленского угодить президенту Трампу, ослабляя при этом его оппонента на выборах. Если это так, то не понятно, идет ли речь об ожиданиях каких-то сиюминутных, ситуативных преференций со стороны Трампа или о возможности иметь хорошие отношения с ним в случае его победы на выборах в ноябре. В любом случае, такие предположения, если они действительно имеют место, выглядят очень наивными, но об этом позже.
Вторая версия заключается в том, что Зеленский поставил двусторонние отношения под угрозу случайно. Иными словами, он и не подразумевал, что его высказывания будут рассматриваться как нечто вредное для Байдена и смогут повлиять на отношения с США. Как уже было сказано, для Зеленского основным объектом атак был и остается Порошенко. Но это само по себе является странным, учитывая, что уже год как он сам является президентом и имеет довольно беспрецедентную власть в контексте современной украинской истории.
И это, кстати, сближает его с Трампом, который все время, даже на четвертом году своего президентства, обвиняет своего предшественника Барака Обаму во всех смертных грехах.
Итак, эта версия строится на предположении, что Зеленский сказал все это по недопониманию, он не подумал, что это выйдет за рамки внутри украинских политических разборок.
Из второй версии вытекает еще одна специфическая подверсия: Зеленский попал в специально подготовленную ловушку. И подверсия выглядит довольно убедительной.
Накануне пресс-конференции президента обнародуются пленки «Порошенко-Байден», поэтому на пресс-конференции журналисты спрашивают президента об этом и он, руководствуясь своей пылкой неприязнью к Порошенко, говорит то, что, собственно, вызывает кризис в отношениях с Вашингтоном.
Если это действительно была ловушка, то кто ее поставил?
На Украине, и не только, довольно часто говорят о «руке Москвы». Это часто делается даже тогда, когда причин для этого не существует, иногда это даже немного упрощает дискуссию о ситуации в стране. Но в этом случае причины есть.
Прежде всего, непонятным остается происхождение пленок.
Но главный вопрос заключается в том, кому может быть выгодным следующее: ударить одновременно по прошлому и нынешнему президентам Украины, выставить как США, так и Украину в неприглядном свете, снова подчеркнуть «вмешательство» Вашингтона в украинские дела и о «недосуверенитете» Украины, подорвать доверие и сотрудничество между Украиной и США?
Именно поэтому двадцатое мая может стать моментом начала отстранения украинской власти от подхода по так называемому «Байденгейту», который считался оптимальным для Киева: максимально дистанцироваться от внутриамериканских политических споров, предвыборного процесса, не принимая позицию ни одной из сторон.
Такой подход опирался на консенсус экспертов по обе стороны океана. Для его сохранения в последние месяцы много работала украинская дипломатия.
Более того, сам Зеленский также как будто бы понимал пользу такого подхода и приложил немало усилий для его сохранения.
Именно поэтому, как уже было сказано, украинскому президенту еще не поздно скорректировать свою позицию, объяснить, что именно он имел в виду, и не допустить втягивания страны в американские дела.
Кто пострадает больше всего?
Что все это означает в контексте американской предвыборной ситуации? Со времени слушаний в Конгрессе США об импичменте президенту Трампу Белый дом очень осторожно вел себя на «украинском направлении». К действиям Трампа приковано пристальное внимание оппозиции и прессы, и даже большой части его собственной администрации. Он понимает, что не может лично приобщиться к раскрутке нового витка «Байденгейта».
Топ-команда Трампа, которая была задействована в давлении на Киев в 2019 году, «засвечена», кое-кто ушел в отставку, а кто-то находится под следствием. Но это не означает, что искушение бросить тень на действия Байдена в отношении Украины исчезло. В условиях, когда эпидемия коронавируса лишь увеличила разрыв между Байденом и Трампом не в пользу последнего, используются все средства для борьбы против кандидата от демократов.
Поэтому тема Украины и Байдена снова оживает в протрамповском дискурсе и просачивается в политику. Более того, нынешняя активизация этой истории может происходить не под непосредственным наблюдением и контролем Белого дома, а по инициативе союзников Трампа в США и определенных игроков на Украине (без подыгрывания которых эта история могла бы давно полностью утихнуть).
Относительно союзников президента Трампа в США, надо обратить внимание на действия председателя комитета по внутренней безопасности и государственного управления Сената США Рона Джонсона.
Сенатор Джонсон позиционирует себя как друг Украины, часто бывает у нас в гостях, но, к сожалению, его действия и высказывания иногда способствуют негативному имиджу нашей страны, в частности видению ее как неизлечимо коррумпированной.
На этот раз он принял решение открыть рассмотрение дела Хантера Байдена и «Бурисмы» в рамках своего комитета. О таком намерении он заявлял давно, но интересно, что открытие разбирательства совпало с драматическими событиями в Киеве.
Активным участникам этого дела с обеих сторон Атлантики понятно, что настоящего компромата, негатива о Байдене они не найдут, поскольку здесь просто нет «состава преступления». Но речь идет не об этом.
Речь идет об очернении имиджа Байдена. Речь о том, что американцы называют «optics»: эта история должна выглядеть так, будто Байден в чем-то здесь виноват. «Нет дыма без огня», а поэтому, если есть скандал, то должно быть какое-то основание.
Поэтому информация о том, что украинцы открывают какое-то уголовное производство и даже их президент это поддерживает, вполне логично ложится в канву раскручивания нового этапа этого дела.
В конце концов, это сильно не навредит Джо Байдену. Против него сейчас используется немало линий нападения, и «украинская» среди них не является приоритетной. Демократы давно определились по этому поводу, как и сторонники Трампа.
Относительно независимых избирателей, то есть признаки того, что эта история им надоела. В любом случае, внимание американцев сейчас приковано к эпидемии коронавируса и его влияния на экономику страны. Но для украинско-американских отношений последние события могут иметь отрицательное значение. Они портят доверие между сторонами.
Первый шаг в этом направлении сделал Белый дом, но на этот раз это может сделать уже Киев. Это происходит на фоне того, что сейчас поддержка Украины в США является стабильной. Более того, мы до сих пор очень нуждаемся в этой поддержке. Но все это может измениться при условии, что Киев начнет играть в эту опасную игру.