ГОНКОНГ — Правительства во всём мире оказались перед ужасным выбором: спасать жизни людей от сovid-19 или защищать их источники доходов и существования. Экономические индикаторы лишь подчёркивают остроту этой дилеммы. Безработица резко выросла, объёмы внешней торговли резко снизились, мировая экономика стоит на пороге худшего спада со времён Великой депрессии. И есть лишь один способ смягчить экономические последствия пандемии — развивать китайско-американское сотрудничество.
Не секрет, что Китай и США в последнее время не ладят. С тех пор как в Белом доме поселился президент Дональд Трамп, его администрация проводит агрессивную политику сдерживания Китая, используя в качестве предпочтительного вида оружия торговые барьеры.
Кризис сovid-19 не просто не изменил эти настроения, но, судя по всему, наоборот, усилил стремление администрации Трампа к враждебности — вплоть до того, что сваливание на Китай вины за пандемию выглядит для неё более важной задачей, чем защита американцев. В новом документе под названием «Стратегический подход к Китайской Народной Республике» администрация Трампа ещё раз приводит свои логические обоснования: якобы «трезвая» оценка подтвердила, что Китай является стратегическим конкурентом в сфере экономики, идеологии и национальной безопасности.
США, говорится в документе, не «стремятся остановить развитие Китая» и «приветствуют расширение сотрудничества с Китаем и работу над общими задачами». Впрочем, взаимодействие Америки с Китаем будет «избирательным и ориентированным на результат», а также всегда способствующим продвижению национальных интересов США.
В условиях, когда количество умерших от сovid-19 в США превысило 100 тысяч, у Америки нет более значимого интереса, чем борьба с пандемией коронавируса. Кроме того, в ситуации, когда за последние всего лишь девять недель более 38 миллионов американцев подали заявки на пособие по безработице, сотрудничество становится особенно ценным с точки зрения ограничения экономических издержек пандемии.
Не стоит заблуждаться: противостоять угрозе, не знающей национальных границ, и защитить экономику, которая глубоко интегрирована с остальным миром, невозможно в одиночку. Но далеко не очевидно, что для США эти жизненно важные задачи станут более высоким приоритетом, чем геополитическое соперничество.
На фоне острой эмоциональной и экономической травмы желание найти и наказать виновного может, конечно, показаться крайне соблазнительным. Для Трампа эта тема стала центральной в его предвыборной кампании — и это удобный способ уклониться от обвинений в ошибках, допущенных его собственной администрацией в борьбе с пандемией. Но история показывает, насколько безрассуден такой подход: решение наказать страны, проигравшие в Первой мировой войне, создало условия для начала Великой депрессии, а со временем привело к новой мировой войне.
Сегодня ставки столь же высоки. Пандемия придала турбоускорение опасным политическим и экономическим тенденциям — от национализма до цифрового неравенства среди работников и предприятий. Рост безработицы, вкупе с природными катастрофами, вызванными изменением климата, и вспышками заболеваний, будет лишь усугублять недовольство.
Многие правительства надеются, что масштабных монетарных и бюджетных стимулов будет достаточно для спасения экономики. Согласно оценкам Международного валютного фонда, развитые страны (прежде всего, США и Европа) уже обязались предоставить бюджетную поддержку на общую сумму $9 трлн. В США Бюджетное управление Конгресса прогнозирует, что в 2020 году дефицит бюджета страны составит $3,7 трлн, или 17,9% ВВП.
Китай тоже применяет бюджетные стимулы, хотя и в намного меньшей степени. Эти меры, которые в большей степени касаются снижения налогов и сборов с бизнеса и домохозяйств (на общую сумму 2,5 трлн юаней, или $350 млрд), повысят дефицит бюджета лишь немного — до 3,6% ВВП.
И в то время как Федеральный резерв США проводит монетарное смягчение в беспрецедентных масштабах (к середине мая его баланс увеличился почти на $3 трлн), Народный банк Китая не последовал этому примеру, а предпочитает требовать от коммерческих банков расширения кредитования предприятий и правительств местного уровня. За первые четыре месяца года общий объём кредитования, номинированного в юанях, вырос на 10,7% (год к году). Кроме того, бюджеты местных властей получат поддержку благодаря продаже коронавирусных облигаций на сумму 1 трлн юаней.
Несмотря на колоссальные меры стимулирования, реальный ВВП Америки, как ожидается, снизится на 39,6% во втором квартале 2020 года и на 5,6% по итогам года. Всё это объясняется неудобной правдой: большинство осуществляемых монетарных и бюджетных мер решают лишь временные проблемы с денежными потоками. Миру необходимо менять модели бизнеса и занятости, оснащая их новыми инструментами для эпохи после пандемии, а для этого потребуются масштабные инвестиций на местном, национальном и глобальном уровнях.
В отличие от США, Китай это явно понимает. Выступая недавно на открытии третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва, премьер-министр Ли Кэцян не стал называть целевой уровень ВВП на этот год, отметив, что правительство будет всегда придерживаться подходов по принципу «Народ прежде всего». Ли также пообещал работать вместе с США над реализацией торгового соглашения «первой фазы», подписанного в январе.
Америка должна понять, что в её эскалации геополитического соперничества с Китаем мало стратегического смысла. Как показали последние несколько десятилетий, глобальное сотрудничество — особенно в сфере торговли — является реальной, взаимовыгодной стратегией, а торговые войны и геополитическая конкуренция с нулевой суммой подрывают процветание для всех.
Помимо ведения двусторонней стратегической игры, у США — давнего глобального лидера — есть моральное обязательство помочь остальному миру избежать ловушки депрессии Covid-19, которая более опасна и актуальна, чем так называемая «ловушка Фукидида». Впрочем, судя по последним сигналам, нам не стоит на это рассчитывать.