В начале 1990-х годов прошлого века началась перестройка. Она началась как гром среди ясного неба — этого не ожидал никто.
Молодое поколение вряд ли знает это слово. Оно имеет русское происхождение и означает реструктуризацию, преобразование. Перестройкой принято называть программу экономических реформ, провозглашенную бывшим главой СССР Михаилом Горбачевым. Наши братья в Персидском заливе и полковник Муаммар Каддафи называли его Михаилом «Курбачевым» (имелось в виду «скоро увидим»). Важно то, что перестройка предполагала экономические преобразования в дряхлеющем Советском Союзе, которые должны были сопровождаться политической перестройкой под лозунгом гласности, что означало прозрачность. Всего этого, разумеется, не произошло.
Результатом стал распад Советского Союза, за которым последовал распад восточного, или коммунистического блока, как его тогда называли, и падение диктаторских режимов, правивших в Восточной Европе.
Как следствие, именно в тот момент и завершилась холодная война, бушевавшая между бывшим Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки многие десятилетия.
Однако в настоящее время на горизонте возникают признаки новой холодной войны, теперь уже между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой. Эта война совпала с началом эпидемии коронавируса и ее ужасными экономическими последствиями для американцев, европейцев и всего мира.
Как отметил в воскресенье Ван И, министр иностранных дел Китая, его страна и Соединенные Штаты находятся на грани новой холодной войны. Это заявление было сделано на фоне американских обвинений в адрес Китая, якобы несущего ответственность за вспышку пандемии коронавируса.
Это добавило напряженности в отношения между китайцами и американцами, уже два года переживающих непростое время из-за торговой войны, объявленной Пекину администрацией Трампа, и введения высоких таможенных пошлин на товары и продукты, прибывающие из Китая в Соединенные Штаты Америки. Тем самым американских власти попытались изменить торговый баланс между Вашингтоном и Пекином, который явным образом склонялся в пользу Китая.
Ван И подчеркнул открытость Китая в отношении международных усилий по определению источника происхождения коронавируса. Как заявил министр, словесная полемика с Вашингтоном по поводу пандемии, шаги Пекина по усилению контроля над Гонконгом и то, что Вашингтон заразился «политическим вирусом», заставляет американских чиновников постоянно нападать на Пекин.
На пресс-конференции он сказал следующее: «Некоторые политические силы США берут в заложники китайско-американские отношения, пытаясь подтолкнуть эти связи на грань так называемой новой холодной войны».
Вместе с тем из-за коронавируса и его распространения в США давние американо-китайские разногласия — по вопросам торговли и прав человека — приобрели новое измерение. Так, американское государство превратилось в главный очаг пандемии в мире.
Хотя министр иностранных дел Китая не уточнил, о каких именно силах идет речь, всем понятно, что он имел в виду президента США Дональда Трампа, который публикует в Твиттере всем известные высказывания, например, называя коронавирус «китайским вирусом» или критикуя китайскую политику в отношении эпидемии, которая к настоящему времени унесла жизни более 340 тысяч человек по всему миру. Из них около 100 тысяч смертельных случаев приходятся на Соединенные Штаты.
Одно из критических замечаний Трампа в адрес Пекина заключалось в том, что Китай некоторое время скрывал факт начала эпидемии в стране с конца прошлого года и принял ошибочные меры в борьбе с вирусом.
Что касается выводов, то они следующие. Во-первых, новая холодная война действительно началась, хотя до сих пор не существует эффективного лечения коронавируса, как и нет надежной вакцины.
Мы, как и весь мир, ждем (а ведь уже прошло более 30 лет после перестройки Горбачева и завершения первой долгой холодной войны между Соединенными Штатами Америки и впоследствии распавшимся Советским Союзом) новой волны перестройки, но на этот раз в Китае или в Соединенных Штатах Америки, в зависимости от того, где она начнется раньше.
И тут я возвращаюсь к заявлению Михаила Горбачева по случаю тридцатой годовщины провозглашения перестройки. Тогда он сказал: «Страны, пытающиеся доминировать в мире в одностороннем порядке, такие как Соединенные Штаты Америки, нуждаются в новой перестройке. Это изменит ситуацию и ограничит подобные попытки».
Он также заметил: «Политика Соединенных Штатов определяется тем, что американцы держатся за военно-промышленный комплекс, который в значительной мере все определяет. Он влияет на экономику, на политику, на культуру, на искусство — на все».
Всего вам хорошего.